Обобщение опыта работы с родителями

Обобщения опыта работы с родителями.

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителя и родителей имеет свои особенности. Кто хоть раз был свидетелем такой ситуации: встречаются учительница и мать ученицы, здороваются и… расходятся, не обменявшись ни словом. Такое можно встретить редко. Учитель и родитель должны время от времени видеться, интересоваться всем тем, что происходит на их общей «воспитательной территории».

Общение двух воспитателей — шаг к взаимопониманию, студень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родитель передают друг другу. Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учитель и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни — в школе, планомерно, обдуманно, другие — дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.

Достижение взаимопонимания между учителем и родителями — процесссложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учительприобретает в лице родителей добрых и надёжных помощников. Чтобыучителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное желание кустановлению истины, новый тип отношений.

Я могу выделить такие типы общения:

1. Умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание родителя. Это умение даётся нелегко, оно необходимо. Когда его нет, возникает опасное расхождение между целями, которые ставит учитель в общении с родителями, и средствами ((поведением, словами, интонацией), с помощью которых он пытается этих целей достичь.

2. Взаимное уважение.

Когда родители настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы, рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью: «Что вы мне доказываете? Я вашего ребёнка знаю, как свои 5 пальцев». Тогда не избежать; того, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень». Модель поведения, которую можно выбрать в этом случае в общении с родителями: добрые слова в адрес ребёнка, эмоции, выражающие его поступками — удачный инструмент воздействия.

3. Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностьюродителя действовать самостоятельно. Чтобы оказать родителям помощь, важно раскрыть им возможности ребёнка, убедиться в необходимости опираться на них. Каждому заботливому родителю;хочется самому попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что;он может. «Развивающий» совет потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности. Советы родителям лучше всего соотносить с возможностями родителей, привязывать к их опыту и индивидуальные особенности.

Злоупотребление подробными и многочисленными указаниями может дать противоположный результат. Родитель — личность воспитывающая, имеющая право на собственное педагогическое творчество. И чтобы не обременять её избыточными советами, учителю достаточно указать на «вход» и приоткрыть «выход».

4. Обе стороны благодарны за общение. Учитель должен создать условия для взаимопонимания, быть всегда внимательным и тактичным. Учитель, опираясь на свои профессиональные навыки, должен создать платформу воспитательного единства с родителями. Другая сторона — родители — не имеют права на недоброжелательность, несдержанность и безответственность. Обеим сторонам важно определить рубеж, который гарантирует равенство, взаимное уважение родителей и учителя.

Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении: «Мы обаи каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его способности». В этом случае учитель иродители исходят из установки на радушие, искренность и доброту, отношений.

5. Придерживаться «открытого» общения.

Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять

ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

6. Умение говорить и слушать родителя.

В арсенале профессиональных средств педагога умение слушать — одно из важнейших. От того, насколько учитель способен вести диалог, во многом зависит настроение родителей. Умение говорить с родителем предполагает, и умение слушать его. Это умение — проявление уважения к личность! собеседника. Для хорошего слушания необходима соответственная обстановка. Лучше вести разговор после уроков. Сам разговор всегда следует начинать с положительных моментов. Это — «золотое» правило общения учителя с родителями.

7. Умение отражать мысли и чувства родителей.

Если учитель встречает родителя улыбкой, они отвечают тем — же, если в

голосе учителя металл, родители тут — же настраиваются на аналогичный тон..

8. Ребёнок является главной целью общения. Если между учителем и родителем существует неприязнь друг к другу, то её — необходимо преодолеть во имя ребёнка. Бывает, что родители не всегдапринимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда родителисчитают, что учитель несправедлив к их детям, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству сучителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за плохую успеваемость своего ребёнка, бессильно ненавидят школу и учителей.

Надо корректировать отношения родителей к школе, учителям. Не приняв причин, не вникнув в суть неприятия, учитель не может сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребёнка. На что стоит опираться в общении с такими родителями? На разум и чувства, но, главное на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. — Пожалуйста, помогите мне. Вместе мы горы свернём, — такое предложение к сотрудничеству, исходящее от учителя разбудит инициативу родителей, вернёт веру в успех совместного воспитания.

В своей работе я использую анкеты для детей и родителей. Анализ этих анкет провожу на родительском собрании. Анализ одной из анкет показал, что большинство детей с большим уважением относятся к своим родителям. Они с гордостью подчёркивают их достоинства — честность, трудолюбие, доброту. В то же время некоторые дети жалуются на равнодушие родителей к их интересам, на дефицит общения, на скупость в проявлении чувств.

В анкете был вопрос: «К кому Вы чаще всего обращаетесь за помощью?» В основном все обращаются к маме, редкое обращение к отцу. Интересные ответы были даны на вопрос: «Что выше всего дети ценят в родителях?» На 1 месте — доброта и отзывчивость, на 2 — взаимопонимание, 3 — знания, доброжелательность, честность, трудолюбие.

«Какие качества личности родителей дети ценят?» Более половины — доброту и внимание.

Трудным для детей оказался вопрос: Что бы вам хотелось изменить в семье? Многим ничего не хотелось менять, но многие дети страдают от ссор, ругани, наказаний. Вторым пожеланием был дефицит общения детей с родителями. Дети хотят чаще вместе с родителями проводить выходные дни.

Все семьи очень разные и по моральному, и по культурному уровню. Именно на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми этими навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях.

В начале года для родителей первоклассников провожу анкету, чтобы лучше узнать детей, которые придут в класс. Одним из пунктов анкеты было написать всё доброе, положительное, что имеется в ребёнке и — качества, которые хотели бы видеть родители через год, 2, 5 лет.

Проанализировав все анкеты, я отбираю качества, названные родителями чаще других и формирую цели и задачи работы с учениками.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями. Опираться на их помощь и поддержку.

Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Перед каждым собранием родителей дети отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы.

К собранию на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» родителям были предложены следующие вопросы: проявляет ли ваш ребёнок заботливое отношение к вам и другим членам семьи, умеет ли ваш ребёнок словами выражать сочувствие, сопереживание, в каких поступках проявлялась активность и инициатива ребёнка в оказании помощи, к кому в школе, дома ребёнок проявляет заботливое отношение.

Дети отвечают на такие вопросы: Любишь ли ты свой дом, своих родных? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать заботливым? Как поступает заботливый человек по отношению к окружающим людям? Надо ли заботиться о других?

К каждому собранию подбираю и оформляю выставку книг, поделок, работ учащихся. На собрании подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет внимание воспитанию детей, выполняет работу в классе, посещает уроки и классные часы. В классе провожу день открытых дверей для родителей. В этот день обязательно кто-то из родителей присутствует на, уроках, классном часу. Родители записывают свои отзывы в специальную тетрадь. Традицией стало проводить к 8 Марта родительское собрание — праздник для мам. Дети готовятся заранее, пишут сочинения о маме, рисуют рисунки, делают подарки, а на празднике родители – мамы выступают вместе с детьми.

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом провожу открытые уроки для родителей. На них представляется возможность убедиться, как дети работают на уроках, их общение с одноклассниками. Наблюдение за детьми позволяет родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать своему ребёнку. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик, и постепенно привыкают использовать приёмы и методы, которые демонстрирую им на открытых уроках. Уроки строю так, чтобы родители поняли, как их что их дети знают, над чем нужно ещё поработать. Родители видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учащихся и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: