Обобщение опыта работы по теме Технология интерактивного обучения

Общие сведения об учителе.

Иванова Ольга Ильинична

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Киселёвск, 652 723, ул. Весенняя, д. 7

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности – 24 года

Технология интерактивного обучения

Формирование личности способной к саморазвитию

II.

Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы

Л. С. Выготский сказал:

«Развитие есть результат обучения не совпадающий с его содержанием»

Наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, т. е. усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучит так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

Если обратиться к учителю начальной школы с единственным вопросом: «Чему Вы хотите научить ваших учеников?» то, как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97% случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном звене.

А что отвечают на этот вопрос учителя средней школы? Практически все (99,6%) озабочены изучением «своего» предмета.

Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. Это и определяет существование противоречия: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника.

А требования эти таковы:

●Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

●Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Как видим требования для «маленького человека» высоки, но они необходимы. Жизнь стремительно меняет людей, их ценности и позиции. Особенно заметно и может быть не совсем понятно то, что в первую очередь многие работодатели ценят в своих работниках инициативность, активность, мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать с информацией, во вторую – профессиональные знания и умения. А учителя по-прежнему усиленно вкладывают свои силы, подчас за счет здоровья своих учеников, в накопление знаний и умений по учебным предметам. Поэтому изменения методических подходов обучения, применение новых педагогических технологий в обучении, как никогда актуальны. Что же необходимо поменять в методике, чтобы и знания были полными, прочными и осуществлялось развитие жизненно необходимых личностных качеств каждого ученика?

Прежде всего, должен измениться сам учитель. Это является главным требованием государственной политики в сфере образования, обусловленное Концепцией модернизации российского образования, которое актуализировало обновление системы формирования профессиональной компетентности педагогов. Одним из наиболее значимых направлений его реформирования и модернизации является замена традиционных ценностей процесса обучения на ценности развития личности ребенка.

2. Сущность опыта

По современным психологическим представлениям интенсивное развитие интеллекта происходит в раннем детстве (к восьми годам – наполовину)4. Значит, именно этот возраст является оптимальным для становления и развития когнитивной, коммуникативной сферы и творческих способностей ребёнка.

Поэтому я считаю, что на учителя начальных классов ложится ответственность за то, какими вырастут дети, адаптируются ли в окружающем мире.

Отсюда, миссия учителя в школе, по моему убеждению, заключается в том, чтобы научить своих учеников:

— жить вместе с другими (толерантность);

— научить учиться;

— жить здоровым и жить долго;

— научить трудиться (работа – главное условие успешной жизни).

Исходя из вышеизложенного, целью моей педагогической деятельности является формирование личности способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Для её достижения необходимо решить задачу создания образовательной среды, которая была бы одинакова для всех, но вместе с тем разнообразна, приспособлена для каждого ученика и учитывала его индивидуальные способности.

Теоретическая база опыта.

Нужно так построить процесс обучения, чтобы учебный труд стал для ребёнка не «проклятой ношей», как в известной притче Сократа, а «постройкой замечательного храма». В этом могут помочь следующие принципы:

• принцип природосообразности, который ещё Я. А. Каменский провозгласил одним из основных принципов обучения;

• принцип сотрудничества и целостности.

Целостная картина мира для моих учеников представлена программой «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой, которая основана на двух ведущих принципах обучения интеграции и дифференциации. Эти приоритетные направления позволяют мне

1) сформировать у обучающихся умения:

— использовать свои знания в нестандартных ситуациях,

— добывать знания, ставить учебную задачу и находить способы ее решения,

— оценивать процесс и результат решения учебной задачи;

2) развить высокий уровень интеллектуальной сферы обучающихся.

Таблица 1.

Качество знаний обучающихся по классам, %

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: