Обобщение опыта работы по теме Использование методов развития творческих способностей н

БЕЛГОРОДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 26 I ВИДА

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

Рожкова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

г. Белгород

2015 г

Cодержание

I. Информация об опыте………………………………………………………..3

1.1. Тема опыта ……………………………………………………………………3

1.2. Условия становления опыта …………………………………………………3

1.3. Актуальность опыта ………………………………………………………….3

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта ………………………………………..4

1.5. Длительность работы над опытом ………………………………………….4

1.6. Диапазон опыта ………………………………………………………………5

1.7. Теоретическая база опыта ……………………………………………………5

1.8. Новизна опыта … ……………………………………………………………6

II. Технология опыта…………………………………………………………….7

2.1. Цель ……………………………………………………………………………7

2.2. Задачи …………………………………………………………………………7

2.3. Средства достижения цели ………………………………………….………7

2.4. Организация учебно-воспитательной деятельности ……………………..7

III. Результативность опыта……………………………………..……………13

Библиографический список…………………………………………………..16

Приложение

Приложение № 1 – Методика П. Торренса, в модификации О. М. Дьяченко

Приложение № 2 – Конспект урока по теме: «Ранняя и поздняя весна»

Приложение № 3 – Конспект урока по теме: «Весна»

Приложение №4 — Конспект урока по теме: «Старик — Годовик»

Приложение №5 – Серия уроков по предметно-практическому обучению по теме: «Шоссейная дорога»

Приложение №6 — Рекомендации для родителей по развитию творческой активности детей.

Приложение №7 — Детские творческие работы.

I. Информация об опыте

1.1.Тема опыта

«Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

1.2. Условия становления опыта

Причиной обращения к проблеме развития творческих способностей неслышащих младших школьников стало то, что уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Другим условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

1.3.Актуальность опыта

Проблема развития творческих способностей учащихся не нова, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных творчески мыслящих людей.

Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Ориентируясь на формирование творческой личности обучающегося, способной к саморазвитию, учитель способствует выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся.

Среди множества задач, стоящих перед школой, выделим те, которые на наш взгляд напрямую соотносятся с опытом работы:

— убедить учащихся в необходимости развивать свои творческие способности;

— создать условия для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

— развивать у школьников оригинальность мыслительной деятельности, свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся современном мире.

Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления творческой личности, а с другой — анализ научной литературы и изучение накопленного опыта в педагогике свидетельствует о наличии противоречий между:

— интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста;

— осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.

Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся по отношению к творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Поэтому сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 по октябрь 2015года.

1 этап — начальный (констатирующий) — сентябрь 2015 — октябрь 2015 года.

2 этап – основной (формирующий) — ноябрь 2015 – май 2012 года.

3 этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2012 – ноябрь 2012 года.

Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня мотивации творческой деятельности учащихся.

На основном этапе была проведена работа по активизации творческой деятельности учащихся, что создало условия для творческой самореализации личности.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных форм, методов и средств учебно-воспитательной работы для решения обозначенной проблемы.

1.6. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

1.7.Теоретическая база опыта

В предлагаемом опыте по повышению мотивации творческой деятельности учащегося как средства самореализации личности школьников используются идеи школы психолога Л. С. Выготского, представленной, помимо его работ, работами И. С. Якиманской, Г. К. Селевко, О. С. Газмана, а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Т. Я. Фроловой, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе.

При конструировании темы опыта учителем были использованы следующие понятия: творческая деятельность, средство, самореализация, творческая самореализация, личность. В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом:

Творческая деятельность — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Средство — приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О. С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.

Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности.

Личность – это внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)

Учебно-воспитательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В. А.Сластёнин, И. Ф.Исаев).

Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующее: активизация творческой деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и диалектическое взаимодействие между ними создавало бы условия проявления активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученик должен:

защищать свое мнение, используя приобретенные знания;

выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам;

оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях.

Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится в другого человека, как в зеркало» и тем самым многое соотносит к себе. Для младших школьников характерна репродуктивно – подражательная активность, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее высокому уровню активности.

1.8. Новизна опыта

Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

Новизна опыта состоит в следующем:

определение педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей детей в процессе организации учебной и внеурочной деятельности;

создание системы работы для развития творческой активности младших школьников.

II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей детей в процессе организации учебно-воспитательской деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.

2.В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.

3. Замечать любые способности учеников.

4. Создавать условия для развития творческих способностей как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучению индивидуальных способностей каждого ребенка способствуют активные формы и методы обучения. К ним я отношу: дидактическую игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповую работу, парную работу.

Организация учебно-воспитательной деятельности.

Развитие творческой деятельности моих учеников хорошо прослеживается на уроках предметно-практического обучения, развития речи, чтения, математики. На уроках помимо устной работы и письменной (в тетради) предлагаю детям задания, развивающие творчество, выдумку, фантазию.

В процессе обучения создаю условия, способствующие развитию познавательного интереса детей, опираясь на принципы:

— учебная деятельность интересна, если она разнообразна;

— чрезмерный труд или лёгкий материал интереса не вызывает;

— чем чаще оценивается работа ребёнка, тем интереснее учиться;

— яркость материала, вызывающая чувства удивления, радости.

Главное внимание уделяю деятельности анализирующего наблюдения, способность к выделению разных сторон и свойств явлений, их чёткому речевому выражению.

Познавательный интерес — основа мотивации учебной деятельности. С целью его формирования использую следующие методы обучения:

— наглядные;

— словесные;

— практические,

— проблемные,

— исследовательские,

— творческие ( вовлекаю школьников в самостоятельную деятельность).

Для активизации творческого потенциала учащихся на уроках по развитию речи использую метод мозгового штурма – метод коллективного решения проблемы. Каждый ребенок может свободно высказать свои идеи, даже самые нелепые и шуточные. В ходе обсуждения у детей появляются новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

Для эффективно использования времени детей и учителя на уроке и вне его используется ряд методов, приемов, а так же элементы современных технологий перечисленных выше: работа в группе, в парах, дифференцированный подход к обучению. Стремлюсь, чтобы теоретический материал на уроке был как можно прочнее усвоен, теорию подкрепляю практикой, разбираю выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнять самостоятельно.

Главная методическая цель моих уроков — это создание условий для проявления творческой активности учеников. Достижение цели осуществляю следующими путями:

— ход познания «от учеников»;

-преобразующий характер деятельности учащихся; дети сравнивают, наблюдают, делают выводы, выясняют закономерности, отсюда даю задания иного характера: не просто списать и вставить пропущенные буквы, но и побудить к мыслительным действиям, к их планированию;

— создание постоянных ситуаций общения, позволяя ребёнку проявлять на уроке инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы.

Урок стараюсь строить таким образом, чтобы деятельность захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали, отстаивали свои «открытия», поскольку именно они вызывают потребность в познании. На уроке формирую вопросы проблемного, обобщающего характера, они вызывают потребность в познании. Система вопросов в учебниках построена таким образом, чтобы ребёнок незаметно для самого себя вновь и вновь возвращался к уже изученному материалу, прочитанному, анализируя и сопоставляя материал. С уважение отношусь к мнению ученика, принятию его точки зрения. Благодаря такому взаимоотношению ученикам на моих уроках интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, формулировать вопросы, а не только отвечать на них, т. е. им хочется занимать активную коммуникативную позицию. Своей задачей вижу осуществление помощи ученику увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность в плоскость творческой. Именно поэтому урок превращается в сотрудничество. Учитываю образовательные потребности детей проводя индивидуальную работу с теми учениками, у которых что — либо не получается, индивидуально — групповую работу чтобы вспомнить неусвоенную тему. Использую дифференцированные задания по степени оказания помощи ученику, по степени самостоятельности учащегося при выполнении заданий.

Для развития творческого мышления использую на уроках развития речи и чтения самые разнообразные методы. Например:

подобрать слова сходные или противоположные по смыслу;

продолжить рассказ;

придумать сказку, слова, словосочетания;

составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;

распространить предложение;

составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений;

нарисовать словесную картинку к рассказу;

озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т. д.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных

творческих качеств мышления школьников.

Проявить свои творческие способности помогает детям сочинение. Сочинение – это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника. Ребенок любит не только слушать разнообразные истории (сюжеты литературных произведений), но и действовать, творить, опираясь на них.

После коллективного обсуждения задания, использовался прием «образного сравнения» (аналогии), когда какой-то сложный процесс (или явление) сравнивался с более простым и понятным. Так, к примеру при сочинении сказки детям давались отрывки из других сказок, в которых описывалась какая-либо ситуация или сказочный герой.

Чтобы научить представлять последствия событий, использую прием фантазирования по заданной ситуации и наводящим вопросам. Ведь, фантазируя, дети учатся мыслить нестандартно. Например: детям предлагается название сказки, персонажи. И дети должны придумать сказку.

На уроках чтения учащиеся читают стихи, рассказы, сказки. После прочтения сказки или рассказа ребята читают по ролям, инсценирут действия, рисуют картинки к прочитанному, делают аппликации, макеты. После чтения рассказа задаю детям вопросы: «Как ты думаешь, мальчик поступил правильно?» «Как поступил бы ты?» , Как ты думаешь о мальчике. Какой он? (добрый, отзывчивый, злой, внимательный). Мы читали сказку «Репка», «Колобок». После прочтения сказки ребята выразили свои мысли, своё творчество в книжках-раскладушках.

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, — не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.

Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ.

Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТий, найти им надлежащее место в образовательном процессе. ИКТ, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного.

Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 3 классе решает следующие задачи:

• развитие самостоятельности мышления;

• развитие логического мышления;

• тренировка памяти;

• формирование навыков вариативного мышления.

Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся.

Для саморазвития, самовоспитания и развития творческих способностей у детей необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающем мире. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающей действительности, свой творческий опыт. Необходимо также помнить, что опыт школьника значительно обогащает фантазирование, которое вводит ребенка в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. В процессе специального обучения уточняются значения слов. Происходит усвоение как более частных (видовых), так и более общих (родовых) понятий. У учащихся младшего школьного возраста усвоение новых слов опирается на наглядные обобщения. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Единство учебной и внеклассной работы помогает достигнуть максимального результата в нравственном воспитании детей. Во внеклассной работе использую следующие методы: импровизация, соревнование, игры, игровые тренинги, беседа — диалог. Занятия способствуют овладению детьми навыками общения и коллективного творчества, самооценки, развитию связной речи, логики, памяти. Работа над ролью пробуждает учащихся воображение и фантазию, учит сочувствию и сопереживанию. Ребятами были представлены сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят».

Всё содержание внеклассной работы связываю с материалом учебных предметов. Учащиеся активно и с удовольствием принимают участие во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Внеурочная работа повышает уровень воспитанности учащихся.

Именно в игре можно наиболее эффективно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность глухого ребёнка. Организуя занятия по привычной и доступной для ребёнка форме деятельности, общаясь с ним «на равных», преодолеваю его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, созданные на уроках, побуждают ребёнка к речевому общению. Игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психологическое состояние ребёнка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Всё это повышает эффективность коррекционной работы.

Перечисленные выше методы и приемы, применяемые на уроках в начальной школе не только способствуют развитию навыков самообразования, но и помогают рационально использовать время на уроке, а так же организовывать во время учебных занятий сотрудничество учащихся и учителя, побуждают интерес к изучаемой теме, снижает утомляемость детей.

Широко привлекаю к сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе семью. Семья, на мой взгляд, как стартовая площадка, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, встретившиеся на пути ребёнка, он сумеет преодолеть достойно, с честью. Свою роль, как классного руководителя, определяю своеобразной объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком для тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей и родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях помогаю родителям адекватно оценивать возможности ребёнка, видеть в нём индивидуальность, помогать ему во всестороннем развитии.

Содружество родителей и педагога приносят свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески активны, способны рассуждать, доказывать, обосновывать свой выбор, обобщать различный учебный материал, делать выводы, устанавливать закономерности. В освоение программы прослеживается динамика успешности обучения детей.

Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести следующее:

— формирование у детей высокой мотивации к обучению;

— эмоциональное развитие учащихся;

— развитие творческих способностей;

— сплочение детского коллектива;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу.

III. Результативность опыта

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты.

В данный период результатами работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности знаний учащихся по предметам. Качественное изменение личности ученика выражаются через повышение творческих способностей обучающихся, воспитанников.

Качество знаний по предметам в %

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: