Обобщение опыта работы по теме Игры как средство развития познавательной активности и ф

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Святославка Самойловского района Саратовской области»

Обобщение опыта работы по теме: «Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыков обучающихся на уроках иностранного языка»

Выполнил: учитель немецкого языка первой квалификационной категории МОУ СОШ с. Святославка Викина Ирина Викторовна

с. Святославка

2015г.

Игры как средство развития

познавательной активности и формирования лексических навыков обучающихся на уроках иностранного языка.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения иностранным языком учителя ведут активный поиск средств, который повышал бы эмоциональный фон урока и вызывал интерес к обучению. Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является использование языковых обучающих игр.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать. Игра обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре. Находчивость и сообразительность в игре оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворения.

Игра — небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте.

Ситуации игры – это ситуации реальной жизни, а реализация ее определяется основным конфликтом. Основной конфликт – это соревнование, желание победить, мобилизовать мысль и энергию играющего, создает атмосферу напряженности. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в игре есть элемент неожиданности. Для игры характерно спонтанность речи. То есть игра — ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

а) создание психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:

а) подготовки учащихся;

б) изучаемого материала;

в) конкретных целей и условий урока.

Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Все зависит от конкретных условий работы учащихся.

Урок немецкого языка — это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несет в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим.

«Использование игр на уроках иностранного языка» ранее являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, мотивационную деятельность учащихся с помощью дидактических игр. Конечно, я не использую игры каждый день, как говорится Erst die Arbeit, dann das Spiel. Поэтому применяю их чаще всего в начале урока для разминки вестибулярного аппарата, либо в конце урока.

Игры, которые я предлагаю вашему вниманию, взяты мной из старых журналов «Иностранные языки в школе», интернета, а также из своего личного опыта. Буду надеяться на то, что моим коллегам они пригодятся в работе.

Фонетические игры.

— фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

1. Welcher Laut?

Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети должны отгадать его.

[c]

Am Morgen steht der Cowboy

Von seinem Cowboy – Bett auf

Und wascht sich mit

Cowboy – Seife.

[sp]

Sport und Spas,

Wie schon ist das!

Spannende Spiele

Gibt es viele.

[m]

Mi – Ma – Mausemaus

Komm aus dem Loch heraus

Mi – Ma – Mausemaus

Komm in mein Katzenhaus!

[sp]

Sport und Spas,

2. Ungewöhnliches Telefon.

На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.

3. Sag ein Wort!

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

4. Ändert einen Laut.

На доске изображены рисунки, под каждым рисунком – 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.

Например: рука a=u (Hand – Hund) лунa o=u (Mond – Mund)

дверь ü=ie (Tür – Tier) ваза V=N (Vase – Nase)

рыба F=T (Fisch – Tisch) дом H=M (Haus – Maus)

брюки o=a (Hose – Hase) книга B=T (Buch – Tuch)

5. Reim.

Необходимо подобрать рифму для дополнения стишка, выражения. Например:

kommt eine Maus, die baut ein… (Haus).

Es war einmal ein Mann, er hatte keinen … (Kamm).

Wenn es regnet, wird es nass,

wenn es schneit, wird es … (weis).

6. Still und laut.

Задача учащихся: прочитать скороговорку шепотом, затем медленно, а потом громко и быстро. Сильнейшие соревнуются на скорость и чёткость чтения скороговорки на немецком языке. Например,

Aus Amerika treffen am Abend

Acht Ameisen.

Wenn der Benz bremst,

Brennt das Benz – Bremslicht.

Esel essen Nesseln nicht,

Nesseln essen Esel nicht!

Hans hackt Holz hinter

Hoffmans Haus.

Am Klavier spielt ein Stier

Immer wieder viele Lieder.

Neun Neugerlein liegen am Nil im Nebel

In der Nacht.

Um Ulm und um Ulm herum.

Yvonne schreibt das große Ypsilon.

7. Und so weiter!

Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например:

Mund – Mond – Mohn – Lohn – Sohn …

8. «Welches Wort lautet?»

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

Лексические игры.

— лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

1. Wie heiβt unseres Thema?

Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите:

А-1, В – 2, С – 3 и т. д.

Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (Deusche Schulen)

2. Wunderfeld.

Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова по теме (короткой фразы). Участники игры по очереди называют буквы. Кто первый угадает слово, тот имеет право зашифровать следующее слово по теме.

3. Kreuzworträtsel.

Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали. Например, по теме: «В мире сказок»:

Maus

DÄumelinchen

FeRkel

PinocChio

RotkäpcHen

AschenputtEl

PriNzessin

4. Ball-Wort.

Учащиеся друг другу бросают мяч, называя при этом слово по теме. Кто в течение 5 секунд не называет слова, выбывает из игры. Победителем считается соответственно тот, кто назвал самое большое количество слов.

5. Interessante Erzählung.

Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Der Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…

6. Vorname-Wort.

Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna – Sekrеtärin, Tom – Techniker.

7. Das Wort

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.

8. «Озвучивание картинки»

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

9. Das ist meine Nase.

Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности.

Ход: Все становятся в круг. Ведущий показывает на часть тела, но называет при этом другую. Напр.: „ Das ist meine Nase “, а показывает на колено. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела.

10. «Ja» und «Nein»

Цель: тренировка в назывании действий.

Ход: Учащиеся должны по очереди называть, чем они охотно занимаются. Напр.: Ich spiele Fussball gern. Все остальные вытягивают руку вперед и, если высказывание к ним тоже относится, они поворачиваю большой палец вверх. Если же они это делают неохотно – большой палец указывает вниз.

11. Меnsch zu Mensch

Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности

Ход: Все становятся в круг по двое. Ведущий начинает : „Mensch zu Mensch wie Ohr zu Ohr“. Пары должны следовать указанию ведущего и стать «ухо к уху». Ведущий продолжает дальше : „Mensch zu Mensch wie Fuß zu Fuß“. И далее, называя различные части тела.

Грамматические игры.

— грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов, содержащих определенный грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.

1. Wie ist er?

(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”)

Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,

– Ist es klein?

– Ist es hart?

2. Was stellt auf einem Bild dar?

(для тренировки порядка слов в предложении).

Ученик выбирает себе картинку и описывает, учитывая правильный порядок слов. Остальные должны по рассказу определить, что изображено на картинке.

3. Plätze tauschen.

(для повторения количественных числительных).

Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.

4. Nenne ein Tier.

(для отработки порядковых числительных).

Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:

Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

5. Wer sagt am schnellsten?

(Объекты контроля: степени сравнения прилагательных).

1вариант. Учитель задает вопросы, используя степени сравнения. Кто быстрее ответит на вопрос, тот и выигрывает.

2 вариант. Ученики сами придумывают вопрос и задают его классу. Например:

– Was ist tiefer als ein Fluss?

– Was ist hoher als ein Baum?

– Was ist kleiner als eine Maus?

– Was ist schneller als ein Zug?

6. Schmuck ein Wort!

(для тренировки склонения сильных прилагательных).

Класс делится на две команды. Каждой команде дается существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенное время. Например: schönes Kleid, neues Kleid, buntes Kleid…

7.Modalverben (автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи).

Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.

С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы…? Должны ли вы…? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

8. Ballspiel (автоматизация употребления форм глагола в устной речи).

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т. д.

9. Würfel ( автоматизация употребления конструкции в устной речи).

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

10. Würfelspiel

Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм.

Материал: приготовить кубик, где на каждой из шести сторон будет указано личное местоимение; карточки с глаголами в инфинитиве.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, где выпадает одно из местоимений. Затем берут карточку с глаголом и изменяют глагольную форму в соответствии с выпавшим местоимением.

Можно усложнить игру и приготовить второй кубик с временными формами глагола. Играющему необходимо изменять глагол не только по лицам, но и учитывать глагольное время.

11. Wer ist der Beste?

Цель: употребление конструкций с модальными глаголами.

Ход: Выбирается ведущий, который сидит в центре. Остальным раздаются карточки с различными глаголами действия (так, чтобы их можно было показать в пантомиме).

Вед : Ich muss hier sitzen die ganze Zeit,

bis jemand kommt und mich befreit.

Все :Wer kann dir helfen, guter Mann?

Вед : Wer am besten ( lachen, singen, klatschen, usw.) kann!

Игры для обучения чтению.

1. Verbinde Silben!

На доске школьникам демонстрируется таблица, в клетках которой вразброс различным шрифтом написаны слоги слов. Следует составить как можно больше слов, например:

.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: