Обобщение опыта работы МО русского языка и литературы

Обобщение опыта работы МО русского языка и литературы.Семенар обобщение опыта МО русского языка.

Наше МО динамично развивается. Состав стабильный. В него входят 7 учителей русского языка и литературы. Один из них имеет звание « Заслуженный работник народного образования» РА, знак отличник народного просвещения РФ. Двое – победитель конкурса на денежное поощрение учителей в национальном проекте « Образование».

Возрастной состав показывает, что в школе в основном трудятся молодые учителя в возрасте до 35 лет – один учитель, от 35 до 45- 4; свыше 50 -1; свыше 60 -1.

Из семи словесников имеют высшую категорию-3;Первую категорию-2; вторую квалификационную-1;не имеет-1(по причине длительного отпуска по уходу за ребёнком).

Все учителя имеют высшее образование. Педагогический стаж в основном от 15 до 20 лет, т. е. педагоги достаточно зрелые, накопившие уже определённый опыт. Вся ответственность за качество воспитания и образования в гуманитарной сфере ложится, в том числе и на словесников. Поэтому выстраивая стратегию и тактику работы МО, мы выделили главное направление – инновационное.

Тема, над которой работает МО «Внедрение инновационных технологий в УВП на основе глубоких индивидуализации, дифференциации обучения и воспитания».

Наша школа в 2015 году приняла участие в конкурсе на получение денежного вознаграждения гранта, стала победителем, получила на развитие 1 миллион рублей, а в 2009 на региональном уровне получила 500 тысяч. Таким образом, 1,5 миллиона позволили нам приобрести 5 интерактивных досок, компьютеры, проекторы, обучить в Академии повышения квалификации в Москве учителей среди них двух – учителей русского языка и литературы. Ими были посещены лучшее образовательные учреждения Москвы, в том числе лицеи и гимназии. Наши педагоги побывали на открытых уроках, встретились с руководителями ОУ за «круглым столом», побывали на внеклассных мероприятиях.

Всё это вместе взятое говорит о том, что школа сумела в своё время улучшить условия для повышения качества образования, и это даёт существенные плоды. Всё это позволило нам ввести в образовательный процесс ИКТ – технологии.

В одном из них кабинетов русского языка установлены проектор, интерактивная доска, компьютер, что существенно повысило эффективность уроков: учителя и учащиеся проводят презентации, смотрят художественное кино( например, в этом году при изучении пьесы Горького «На дне» просмотрели фильм), на интерактивной доске в тексте учащиеся вставляют буквы, расставляют знаки препинания, строят схемы, подчёркивают грамматическую основу и т. д. Эффективно используется интерактивная доска и при объяснении нового материала. Доска помогает нам работать с текстом, с предложениями, строить схемы, таблицы. В кабинете 207 установлена мелово-маркерная доска, что тоже интересно и необычно. Когда было получено оборудование, его нужно было освоить. Осваивали вместе со специалистами и без них. Главные помощники, конечно, наши одарённые дети, которые с компьютером на «ты». Так мы стали активно внедрять инновационные технологии, используя медиа ресурсы.

Опыт внедрения технологий в учебный процесс у нас уже имелся. Уже 14 лет мы работаем по технологии Фирсова «Уровневая дифференциация». А началось всё так. В 1997г. На одном из семинаров мы познакомились с Федоренко, директором Научно-методического центра г. Краснодара, который сообщил. Что в 60 школах Краснодара используется технология Фирсова «Уровневая дифференциация». Мы договорились с Федоренко о проведении в нашей школе практического семинара, что и было сделано. Он привёз зачётные книжки по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, которые мы у него выкупили.

Затем была командировка в Краснодар на 3-х дневный семинар, проводимый автором технологий Фирсовым. В процессе апробации технологии ещё была поездка завуча школы со специалистами АРПИК в лицей№2 г. Краснодара в целях наблюдения за методикой. Всё это позволило чётко соблюдать технологию и добиваться результатов

Сущность технологии заключается в следующем: после прохождения каждой темы уч-ся тестируются по зачётным книжкам на двух уровнях: базовом и повышенном (зачётные книжки выполнены в 3-х вариантах). Ученик не получает зачёт, если в базовой части не набирает нужного количества баллов, которые обозначены в зачётной книжке. После зачёта учитель проводит в классе работу над ошибками, затем вне урока организовывает пересдачу (по другому варианту) такую же процедуру осуществляет в третий раз. В результате такой работы почти все уч-ся справляются, что свидетельствует об усвоении пройденной темы.

Когда начинался ЕГЭ, русский язык сдавали по выбору. Большинство уч-ся (почти все) выбирали русский язык, потому что они прошли через тройное сито зачётов и были уверены в своих знаниях. По русскому языку мы занимали почти каждый год 2 место, уступая 34 лицею, а в 2007-1 место; по математике до 2015-только-1 место.

Довольно эффективной оказалась и технология Николая Решетникова, которая называется «Педдиагностика». С ней нас познакомил сам автор на том семинаре, который проходил в г. Краснодаре. Семинар вели Виктор Фирсов и Николая Решетников.

Применяем мы её в качестве диагностики уровня и качества знаний по русскому языку в 5-8 классах.

Технология проста. Учащимся предлагается списать с печатного листа текст, в котором пропущены буквы, запятые, взяты в скобки слова. Им необходимо выполнить эту работу, не задавая никаких вопросов по тексту. Дополнительное задание: подчеркнуть в последнем предложении грамматическую основу, обозначить корни в указанных словах. Очень важным моментом при диагностировании является анализ выполненной работы: он должен быть сделан профессионально и тщательно.

Таким образом, освоение новых образовательных технологий и внедрение их в процесс обучения дало нам возможность эффективнее и результативнее работать.

Успеваемость по русскому языку в 5-8 классах повысилась на 15%, качество знаний – на20%. Выпускники 9,11 классов успешно сдают ЕГЭ, ГИА, средний балл выше чем по городу. И всё это – результат технологичности процесса обучения.

Мы знаем, что акцент в работе надо делать на обучение уч-ся в 5-8 классах, в 9-11классах уже будет поздно. Поэтому решением НМС, педсоветом мы ввели переводные экзамены по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Эти экзамены называются промежуточной аттестацией. Если в 2009-2010 году по русскому языку с ней не справилось более 40 уч-ся, то в 2010-2015уч. году – уже 20. Это говорит о том, что уч-ся и родители и уч-ся стали на много серьёзнее относиться к данным предметам, да и учителя усилили индивидуальную работу с неуспевающими.

Наш лицей работает под девизом «Уча других, мы учимся». Поэтому на его базе проводится много семинаров республиканского и муниципального уровней. В прошлом учебном году был проведён семинар для директоров школ г. Краснодара и Краснодарского края.

Наше МО тоже вносит свой весомый вклад в распространение опыта лучших учителей.

За последние 5 лет на базе лицея МО были проведены семинары следующей тематики:

– Урок 21 века. Резервы качества урока.

-Уровневая дифференциация как положительный фактор повышения качества образования.

-Формы работы над текстом.

В 2015году по результатам ЕГЭ лицей вышел на 1 место, и ему было поручено открыть при ГНМУтворческую мастерскую по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Руководителем творческой мастерской была назначена – учитель русского языка Сербина Л. Я. За год семинар посетили более 70 педагогов-русистов города. Все занятия носили практико—ориентировочный характер.

В рамках Единого методического дня, организованного ГНМУкомитета по образованию два наших учителя: Литвинова А, Х, Федусь Е. А. дали открытые уроки на базе 22 гимназии в 8 и 11 классах. Их уроки получили высокую оценку.

В 2009г. В АГУ на филологическом факультете состоялся научно-практический семинар «Русский язык в этнокультурном пространстве». Членами оргкомитета были учёные РАПРЯЛ (российской академии преподавателей русского языка). Семинар носил федеральный уровень. На него съехались преподаватели вузов разных городов РФ. В рамках этого семинара учителям русского языка Сербиной Л. Я. был дан мастер-класс «Тайна текста». Она приняла участие и в работе круглого Стола, где выступила с докладом о подготовке выпускников школы к написанию сочинения-рассуждения в части С.

Наше МО всегда консолидировано работала с талантливыми учителями. У каждого педагога есть сильные стороны в профессиональной деятельности. Мы всегда опираемся на них и стараемся дать возможность педагогу реализовать себя. Совсем недавно снами работали мастера своего дела: Хуштова Сара Батырбиевна, Дерун Тамара Васильевна. Сейчас они на заслуженном отпуске, но их вклад в гуманитарное образование лицея ощутимы.

Работали у нас молодые, энергичные педагоги – Кадиева К. В., Новикова Ю. В. Все, наверное, помнят тот потрясающий литературный салон «Диспут в Политехническом»., на котором присутствовало много учителей города. Талантливость педагога проявилось в режиссуре-действо происходило на лестнице 2этажа и в рекреации. Это было сделано нестандартно и эффектно.

Ю. В.Новикова стала завучем и работает в другом учебном заведении. Но её интеллектуальные игры по литературе и русскому языку всегда были зрелищными и развивали познавательный интерес школьников: «Своя игра», «Умники и умницы», «Брейн-ринг».

Наши учителя также талантливы.В прошлом году Е, А. Федусь провела грандиозную литературную гостиную. 9Б класс было не узнать: бальные платья, парики, фраки, свечи, музыка – всё это захватило всех присутствующих. Почти весь класс были участниками этого дела, а родители не только подготовили реквизиты и костюмы, но и сами исполняли роли в этом спектакле. Согласитесь, это не каждый может осилить. И это мероприятие посмотрели приглашённые из других школ учителя. Казалось, что в этот вечер произошло взросление девятиклассников. Они окунулись в атмосферу высокой культуры.

Также талантливо прививают интерес к литературе и учителя Литвинова А. Х.( она сама сегодня расскажет об этом), Хамцова О. П, Степанова Е. Г., Слободенюк А. В., Головатая Т. П.

Наше МО постоянно работает над совершенствованием урока. Мы стараемся посещать друг удруга занятия и не только в ходе Предметных недель, но и просто потому, что хочется чему-то научиться. У Ольги Петровны Хамцовой можно учиться хорошей учительской речи.

У Федусь Е. А.-высокой степени целеполагания, желанию посвятить своих учеников в тайны языка и литературы не только средствами урока и учебника, но и при помощи других средств: у уч-ся много словарей пособий, есть накопительная папка. Учебники у неё не для того, чтобы ими любовались. Они все исписаны аккуратными записями.

У Головатой Т. П. можно увидеть на уроке работающий компьютер, работающую интерактивную доску, что помогает привлечь внимания учащихся к ключевым проблемам урока, для предъявления интересного, нестандартного материала, для организации творческой работы по той или иной теме. Она конструирует учебный процесс, основываясь на принципах проблемного обучения.

У А. Х. Литвинова умеет осуществлять духовно-нравственное воспитание средствами уроков русского языка и литературы. У неё можно учиться артистизму, экспрессивной, богатой речи.

Особая область нашей деятельности –это работа с одарёнными, способными к языку и литературе учащимися. В течение года у нас проходит 2-3 конкурса чтецов, 1 раз год чтения в честь юбиляра(например, пушкинские, чеховские, бунинские чтения). Учащиеся инсценируют прозу, стихи. А мы педагоги готовим презентацию жизни и творчества писателя. Ко Дню Славянской письменности уч-ся 5-8 классов приняли участие в школьной-научно-практической конференции, посвященной жизни и творчеству Кирилла и Мефодия.

В лицее мы проводим интеллектуальные марафоны, олимпиады, предметные недели, литературные гостиные.

В 2009-2010уч. году наш лицей занял 2 место по количеству призёров и победителей муниципальных и республиканских олимпиад, а в 2010-2015 году-3 место. И всё это неспроста. Нами ещё в 2002году была принята программа «Одарённые дети», которая потом не раз корректировалась.

С 1997г. Мы проводим школьную межпредметную научно-практическую конференцию «Земля – наш общий дом». Она проходит 1раз в 3 года. Проведено уже 7 конференций, в результате которых написаны маленькие научные работы, часть из которых опубликованы в школьной газете.

Стала уже традицией участвовать в сетевых олимпиадах, в лингвистической игре «Русский медвежонок», в Международной игре по основам наук. В конкурсе «Русский медвежонок» мы в прошлом году имели 5 победителей муниципального уровня и 1 победителя республиканского уровня. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2010-2015 году у нас 5 призёров по русскому языку и 2 призёра по литературе, 1 победитель по литературе республиканского уровня.

Основной принцип в нашей работе-дать возможность каждому ребёнку реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Большое поле деятельности для уч-ся – наша многотиражная четырёх полосная школьная газета. В 1996г. Вышел первый номер школьной газеты «Наша школа». Прошло с тех пор 15лет. В связи с переименованием нашего ОУ теперь она называется «Лицейское Эхо».

На днях мы торжественно отметили юбилей газеты. На праздник пришло много гостей: редактор газеты «Майкопские новости», корреспонденты местных газет, выпускники школы, представители Минобразования и науки РА.

Именно в школьной газете сделали первые шаги в области журналистики выпускники, которыми гордится школа: Ирина Федотова, Екатерина и Евгений Пономарёвы, Тимофей Белов, Кристина Царёва, Тамара Глухова.

Сегодня Кристина Царёва – студентка Санкт-Петербургского университета-главный редактор телевизионной передачи «Ералаш», Тамара Глухова – корреспондент НТК, Яна Подова – журналист-международник, окончила МГИМО, Евгения Пономарёва-корреспондент одной из московских газет.

Мы постарались сегодня сказать вам самое главное. Опыт работы – это те находки и достижения, те бусинке и алмазинки, которые мы собираем, бережно храним и распространяем.

Безусловно, школа как школа жизни не может быть сведена только к урокам. Но и бесспорно то, что она не может быть вне зоны обучения, вне уроков. Всё дело в том, чему учить и как учить на самих уроках. И это нас сегодня беспокоит. Беспокоит потерянный интерес к книге, к слову, к языку. Жалко, что есть дети – эмоционально глухие. Они не восхищаются красотой слова. Их не волнует прочитанное произведение, они просто не понимают, а зачем это им. И это печально. Это путь к духовной пустоте, к бескультурью, к невежеству. Поэтому мы страдаем и болеем душой, и ищим причины такого безразличия. И, конечно же, обвиняем семью, общество, интернет. И всё это нельзя снимать со счетов. Но давайте подумаем: а не в нас ли причина. Может быть, мы не так преподаём язык и литературу….Может быть, как сказал Айзерман, мы ещё не изменили формализм в работе? Может быть, сами перестали восхищаться тем, чему учим. Давайте подумаем и поразмышляем об этом на наших школьных МО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: