Обобщение опыта по теме Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю

«Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Знание родного края – наша

сила и величие Родины.

Ф. А. Щербина

Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края,

природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

В данной работе представлен материал, подобранный с целью показать методику работы по ознакомлению детей с историей своего края, на основе традиций и обычаев народов живущих здесь.

Темижбекская — какая она была много лет назад? Её улицы и

особняки, лучшие здания и просто дома и магазины. Казаки и

казачки на улицах станицы, всё это принадлежит прошлому, но и

нынешнему тоже, потому, что история неразрывна.

Темижбекская — старая и новая, она дорога каждому кто здесь

родился, жил и живёт сейчас. Научить детей любить свою малую родину, гордиться её прошлым, вот одна из главных задач.

Свою работу я начала с того, что ознакомилась с материалом по истории станицы. Затем провели беседы с родителями и с их помощью создали свой мини — музей. В нём собраны самые разные экспонаты: фотографии, монеты, которые пролежали в земле 100 и более лет, фронтовые письма, патроны, документы, предметы утвари, пряха и, конечно же, вышивки, которые показывают талант и умение наших бабушек. Воспитателями детского сада была создана казачья хата, благодаря чему дети окунаются в атмосферу старинного казачьего быта, играют, используя собранные атрибуты в сюжетно-ролевых играх.

Составила план работы по воспитанию любви к родному краю с детьми на год. В нем отразила и знакомство с историей открытия Кубани казаками, знакомство с улицами, достопримечательностями, историческими местами и главное людьми, которые прославили станицу, которые живут здесь ныне и которыми мы можем гордиться.

На прогулках, занятиях знакомим детей с животным и растительным миром станицы, птицами. Для лучшего запоминания изготовила дидактические игры. На экскурсиях собирали с детьми семена и листья для изготовления гербариев, шишки, каштаны, жёлуди и сучья для работ по ручному труду.

Дети посещают кружок «Кубанские ремёсла». А соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, помогают: духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому, воспитать любовь к Малой Родине, уважение к народным мастерам. Дошкольники при помощи аппликации, лепки, конструирования постигают умения наших предков. Всё это происходит на уровне воспроизводящего творчества. Вместе с ребятами, из лучших работ мы создаём мини — выставки.

Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Формирование у дошкольников представлений

о родном крае (программа «Детство»)

Элементарные сведения об истории Кубани

Особенности природы и животного мира Кубани

Социальное окружение, труд жителей

Культура (традиции, фольклор)

Знакомство с творчеством кубанских поэтов, композиторов

Способы и средства

СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

Целевые прогулки, походы, экскурсии

Рассматривание иллюстраций

Беседа, рассказывание педагога

Развлечения

Художественная литература

Творческие встречи с поэтами и композиторами

Решение проблемных ситуаций

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

духовно обогатить ребёнка,

поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

воспитать любовь к своей малой Родине.

Основной целью программы является патриотическое воспитание

дошкольников и обуславливает следующие воспитательно-образовательные задачи:

познакомить ребёнка с прекрасным миром кубанской природы;

пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

знакомить с историческим прошлым и культурой родного края, с творчеством кубанских детских поэтов;

воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кубани.

Принципы реализации программы:

природосообразность;

доступность — содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников;

гуманизация — программа направлена на воспитание гражданских чувств дошкольников и предполагает ориентацию на высшие человеческие

ценности — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

комплексность — содержание каждой темы реализуется через

комплексное сочетание различных видов деятельности ребёнка (речевое развитие, познавательная, художественно-творческая, игровая…).

Данная программа «Моя Родина — Кубань» состоит из 4 разделов:

1. «Я и моя семья»;

2. «Без прошлого нет настоящего»;

З. «Нет в мире краше Родины нашей»,

4. «Земля отцов — моя земля».

Последовательность разделов не случайна, т. к. изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребёнку: семья, любимые занятия родных, история имени, семейные традиции — это позволяет плавно ввести ребёнка в мир «Кубановедения».

Во втором разделе дети познакомятся с историческим прошлым Кубани, с историей жизни казаков, узнают о том, кто раньше населял Кубань, до переселения казаков, и чем они занимались. Закрепят знания о кубанском флаге и познакомятся с гербом и гимном Кубани.

Тематика третьего раздела направлена на изучение экологии и посвящена развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе. В этом разделе дети познакомятся с разнообразием растительного и животного мира Кубани, лекарственными травами, с самой большой рекой — Кубанью, с достопримечательностями станицы.

В четвертом разделе познакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом. Рассмотрят посуду и другие предметы обихода (макитра, скрыня, саманная хата). Изучат местные традиции, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла. Познакомятся с основными народными праздниками населения Кубани, с кубанскими поэтами и их произведениями.

Планирование работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: