Обобщение опыта по теме Система совместной творческой деятельности детей педагогов и ро

Тема: «Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани».

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь

Каким хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через, гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы. Опыт организационно — административной работы детского сада № 9 «Олененок» по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Непосредственно образовательная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в образовательную программу. Остальное время пребывание ребёнка в дошкольном учреждении в течение дня распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т. д. Эти промежутки времени наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса. Для успешной работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий.

Эти условия таковы: — непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей(пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов — мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их различать, теперь знаем, как они называются, чем полезны);- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада. В детском саду проводятся следующие праздники и развлечения: «Яблочный спас», «Покров – конец хороводам», «Кузьминки – осени поминки», «Масленица», «Вербница», «Кубанские посиделки» и др.

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду — это не проведение отдельных праздников, стилизованных «под фольклор» — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, я ясно представляла себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.

Также мы поставили перед собой задачи, которые старались выполнить в ходе проводимой работы. Это:

формирование искреннего интереса, чувства любви к малой Родине на основе изучения традиций этнической культуры Кубани;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей (формировать представление о формах традиционно-кубанского семейного уклада);

развивать духовно-нравственное воспитание на основе творческой деятельности, знания и представления детей об истории развития Краснодарского края, об искусстве и этнографии кубанского края;

воспитывать уважение к духовно-нравственным нормам морали (учить различать добро и зло, пресекать зло в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка, а также воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани, творческую и театрализованную деятельность.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу года: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития». Это позволило спланировать дальнейшую организационно — педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголков старинного кубанского быта; открытие в детском саду «Музея кубанского быта», т. д. Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В кубанской хате представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

В ДОУ имеется богатый материал об историческом прошлом и о современном культурном облике станицы Староминской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Также имеются карты, буклеты, модели, символика России, края, района. В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в краеведческий музей, Дом детского творчества, детскую художественную школу.

Здесь же запланированы встречи с хранителями культуры региона — песенниками, народными мастерами и т. д. Также, стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками Староминского казачьего общества. Такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений. Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче. В детском саду работает кружок «Староминские умельцы», для обучения родителей основам декоративно-прикладного искусства Кубани. Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края мною был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона, организация совместно с родителями выставок, экскурсий, совместное проведение праздников, старинных обрядов Кубани.

С этого года начал свою работу «Университет для родителей», на первую встречу пригласила отца Дионисия, священника Свято-Покровского храма ст. Староминской. В ходе встречи коснулась темы воспитания детей в лучших традициях духовности. Родители изъявили желание проводить такие встречи регулярно. По приглашению священника, в один из выходных дней, родители вместе с детьми посетили наш Свято-Покровский храм.

Запомнилась родителям и встреча с директором краеведческого музея А. Н. Желовага. Она рассказала и показала (слайды) о том, как воспитывали мальчиков и девочек в кубанских семьях.

Педагогами ДОУ были подготовлены консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников путем моделирования ситуаций», «Влияние средств массовой информации на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста», «Агрессивное поведения детей — как следствие влияния современных мультипликационных фильмов».

Для педагогов проводилось: семинарское занятие «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников», консультации «Использование элементов кубанских ремесел в работе с детьми дошкольного возраста», «Воспитание нравственных чувств дошкольников через изобразительную деятельность», «Развитие интереса детей к кубанским традициям, культуре, обрядам наших предков». На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что и дает ожидаемые результаты. Темы непосредственно образовательной деятельности включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Работу кружка и семинаров ведут сами сотрудники нашего дошкольного учреждения.

Работа с детьми.

Наряду с обычной непосредственно образовательной деятельностью, в разных разделах при перспективном планировании, учитываем темы по этнокультурному развитию детей:- цикл познавательного характера: две непосредственно образовательных деятельности в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;- эти две непосредственно образовательных деятельности проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;- в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по кубанской культуре;- музыкальный руководитель планирует свою работу с народными кубанскими песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;- завершают изучение каждой темы комплексные занятия или развлечения и праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной кубанской семье. Так, вместе с ребятами изготавливаем кубанские куклы-закрутки и строим сюжетные игры: «Дочки — матери», «Хозяюшки» и т. д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательной образовательной деятельности. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводятся чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства «разбиваем» поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание уделяем играм — драматизациям. Планирую не только драматизацию по сказкам, но и учим детей обыгрывать потешки, заклички, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. По мере подготовки дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию. В режимные моменты активизируется работа по привитию навыковтрадиционной культуры поведения.

Проведенная работа позволила мне сделать следующие выводы: вхождение в нашу кубанскую культуру для детей оказывается интересным и развивающим делом, помогает воспитывать, создавать фундамент духовно-нравственной личности. Так как в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные

возможности ребенка, то, что должно быть сформировано в «детсадовском» возрасте, наверстать в школе практически невозможно, потому что дошкольный

возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью.

Результатом работы стало то, что

дети имеют представления о народно-прикладном искусстве Кубани и промысловой деятельности своего края, сами с удовольствием творят «живую» культуру (рисуют, конструируют, лепят, плетут из талаша и лозы изготавливают кукол-закруток, обереги);

поют кубанские песни, водят хороводы, знают и играют в кубанские игры;

в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, заклички), знают и с удовольствием участвуют в народных праздниках, развлечениях, знают обычаи своего народа и их особенности;

создан и работает кружок для детей и родителей «Староминские умельцы»

любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице.

бережное отношение к природе и всему живому.

уважение к своему труду и труду других людей.

гордость за свою станицу, край, родину.

межличностное общение детей строится на принципах гуманизации (делятся игрушками, не дразнят других детей за какие либо недостатки и др)

группа стала более сплоченной, родители и дети активно участвуют во всех предлагаемых мероприятиях (экскурсии, походы, выставки и др)

в детском саду создан и работает мини-музей кубанского быта.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому постоянно помним о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, постоянно совершенствует собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям»), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: