Обобщение опыта по теме Развитие у детей творческих способностей через создание целостн

Обобщение опыта по теме:

«Развитие творческих способностей детей через формирование целостного представления о создании глиняной игрушки»

Щербакова Ольга Геннадьевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУ «детский сад комбинированного вида №7»Огонёк»

г. Котлас

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство, то есть то,

что запечатлено народом, сохранено,

что народ пронёс через столетия».

М. И.Калинин

.

Занимаясь с детьми лепкой по мотивам глиняной народной игрушки, разучивая потешки, игры, хороводы, рассказывая им историю рождения народных промыслов, мы наблюдаем огромный интерес детей к происходящему. Обращаясь к народной культуре, пытаясь прикоснуться к народным ремёслам, традициям, создается микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывается бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструктивные способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в творчестве, в общении с другими.

Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает мелкую моторику рук, способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, глубины, объёма. Поделки, созданные руками детей, вызывают у них чувство радости, гордости, уверенности в себе.

Занятие лепкой воспитывает у маленького непоседы привычку к усидчивости и длительной работе за столом, что, несомненно, пригодится ему в школьные годы.

Кроме того, лепка, как вид народного творчества, способствует появлению у малыша патриотических чувств. Изучая различные методики лепки, ребенок знакомится с традициями и национальными особенностями промыслов родного края и других стран, он обогатит свой кругозор и научится ценить культурное наследие своей страны.

Изучив материал по лепке глиняной игрушки, у меня появилось желание передать свои знания и умения детям. Чтобы познакомить детей с техническими навыками, нужно овладеть ими самой, поэтому я смастерила игрушки из глины, используя различные приёмы, сделала образцы, схемы выполнения и модели с последовательностью действий в процессе лепки. В процессе работы с детьми по данной теме в группе открылся мини-музей с подлинниками народных игрушек дымковских, филимоновских, каргопольских, гжельских мастеров и игрушками изготовленными детьми.

Таким образом, взявшись за разработку темы «Развитие творческих способностей детей через формирование целостного представления о создании глиняной игрушки» я поставила следующие задачи:

Разработка содержания работы по данной теме во всех возрастных группах.

Разработать модели и схемы, позволяющие освоить процесс лепки.

Помочь детям глубже понять образ дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, гжельской керамики через художественную литературу, фольклор, музыкально-театрализованную деятельность.

Вызвать и развивать у детей интерес к народному искусству.

Совершенствовать технические приёмы и навыки работы с глиной.

Развивать творческие способности, художественный вкус.

Развивать память, внимание, побуждать детей самим сочинять, фантазировать, выдумывать.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.

Для развития художественно – изобразительных способностей детей, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» рекомендует направлять воспитание детей на красоту пластики народной игрушки и яркость расписных узоров, вызывать восхищение при знакомстве с образами, созданными народными мастерами.

При знакомстве детей с народными промыслами, я учитывала уровень подготовленности детей, их возраст, оснащенность нашего детского сада.

Для знакомства детей с глиняной игрушкой я разработала определённую систему.

На первом этапе главной задачей является вызвать интерес к народной игрушке, что я добивалась разными методами. Игрушка сопровождала детей всегда: встречала утром с потешками и песенками, появлялась из «чудесного мешочка» под музыку, танцевала, пела, что придавало образу волшебство; при рассказывании сказок игрушки оживали на столе и завораживали детей. На занятиях, в режимных моментах игрушка стала неотъемлемой частью жизни детей, украшала повседневный быт. В группе создавались « уголки волшебства». «Час Волшебника» превращал вещи в группе в сказочные персонажи, группа превращалась в комнату сказок.

Немаловажной задачей на этом этапе стало знакомство детей с материалом, из которого сделана игрушка, знакомство со свойствами глины. Чтобы работа с глиной вызывала у детей чувство радости, восторга от соприкосновения с ней, необходимо правильно организовать работу по лепке и приготовить качественную глину.

На следующем этапе дети овладевают техническими навыками лепки из глины. Кроме практических занятий с детьми, использовала в работе дидактические, развивающие игры, предлагала задания с моделями, схемами.

Они помогают детям закрепить знания о конкретном трудовом процессе и формирования связи между компонентами.

Немаловажный момент в работе по лепке – это организация рабочего места. Необходимо, чтобы у детей был доступ к материалу, для этого в группе открыли русскую избу – музей, украсили её глиняными игрушками, сделанными руками детей, инструментам отвели определённое место. Всё необходимое для работы приобрели вместе с родителями и изготовили с детьми, поэтому дети старались держать всё в порядке и чистоте. Работая с глиной, дети узнавали о её свойствах через опыты и эксперименты. Таким образом, мы познакомились не только со свойствами материала, но и с назначением различных инструментов для лепки. На этом этапе дети обретают уверенность в себе, в своих руках, постигают приёмы лепки, воспитывается терпение. Далее уже идёт отработка умения лепить отдельные формы, детали. Затем дети учатся украшать игрушки. Знакомятся с «оживками»: горошины, жгутики, завитки, плетёнки, спирали, косички, гармошки.

На следующем этапе предлагаем детям создать рельефы, барельефы, фризы, учим располагать узор по вертикали, по горизонтали. Далее лепим птиц, животных и фигуру человека.

И последний этап – творческий. На этом этапе дети располагают игрушки на пластине, объединяя их единым сюжетом, учитывая целостность и соразмерность.

Познакомила детей с историей и техникой изготовления народных игрушек: дымковская, филимоновская, каргопольская и гжельская керамика. Дети узнали, что сначала игрушки лепятся из глины, затем сушатся, мелируются (мел разводят молоком) и уже потом расписываются красками, растёртыми на яичном желтке, от чего приобретают глубину и яркость, дают матовую поверхность. Цвет и орнамент служат основой для народных игрушек или дополнением: если игрушка гладкая, то основа, а если с налепами, то цвет дополняет. Для того чтобы дети лучше освоили роспись игрушек, занятия по рисованию проводила по следующей системе:

Несколько занятий по цветоощущению. Учила детей видеть цвета, получать определённый цвет путём смешивания.

Занятия по отработке технических навыков работы с кистью.

Рисование орнамента, узоров дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки и гжельской керамики.

Прорисовка простых и сложных элементов на трафаретах.

Роспись птиц, животных, человека.

Расписываем барельефы, плитки.

Расписываем барельефы.

Расписываем объёмные фигурки.

Творческие занятия.

Таким образом, дети освоили приёмы лепки и росписи дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек и гжельской керамики. Освоили композиционные построения узоров, подбор по цвету, научились создавать узоры на объёмных фигурках. При этом использовались различные приёмы:одним из самых эффективных были составление узора на трафаретах и схемы, которые помогали освоить технические навыки, использовала презентации, с образцами росписей, рассматривали фотографии, альбомы, которые изготовляли вместе с детьми и родителями.

Параллельно проводилась работа с родителями: консультации, открытые мероприятия, выставки детских работ, мастер-классы.

Проводилась работа в социуме: посещали музей, выставки глиняных игрушек в детском доме творчества.

Это помогло развить ещё больший интерес детей к народной игрушке и желание создавать её. Так возникла идея создания кружка «Глиняные забавки» и разработка авторской программы по этой теме.

Необходимость данной программы обусловлена отсутствием возможности у детей увидеть непосредственный технологический процесс изготовления народных игрушек, художественной посуды, предметов быта, панно.

Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» и другие программы, сделала вывод, что в них нет системы и последовательности по обучению детей созданию целостного образа глиняной игрушки. Знакомство с глиной, её свойствами и техникой лепки в детских садах проходит эпизодически, а не в системе, так как мы знакомим с различными видами материалов, и мало количество занятий отводится этой теме. Ознакомление детей с созданием глиняной игрушки это длительный процесс и требует систематической и последовательной цепочки знаний и умений. При работе с каждым пластическим материалом есть свои тонкости в технологии, поэтому обучать лепке из глины может только педагог, хорошо знающий этот материал и владеющий технологией работы с ней.

Задачи программы:

Образовательная:

Обогащать знания детей о процессе изготовления глиняной игрушки через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из глины.

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Развивающая:

Развивать умение воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно – выразительных средств, расписывать объёмную фигуру.

Эту программу реализую на кружке «Глиняные забавки» с детьми от 3-7 лет.

Программа рассчитана на детей от 3-7 лет, на 4 года. Работа с детьми строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу. Кружок «Глиняные забавки» даёт детям, проявляющим склонность и интерес к данному виду искусства, возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видом народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных мастеров; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, особенностями образа в декоративном искусстве. Задачи отличаются от основной программы своей направленностью на создание целостного художественного образа в глиняной игрушке. Для решения этих задач разработана система занятий по темам, подобран материал: народные игрушки дымковских, каргопольских, филимоновских, гжельских мастеров и коллекция игрушек, сделанных детьми на кружке (мини-музей), презентации, подбор художественного слова, игры (см. приложение).

Занятия проводятся в форме игры с глиной, рассказывая сказки, обычно параллельно работе с глиной, играя с детьми, в руках ребятишек оживают глиняные фигурки. Сюжет сказок тесным образом переплетается с приёмами ремесла, а заодно ещё выдаёт сказочный урок добра, который берётся из современной жизни.

Несмотря на то, что глина по сравнению с пластилином внешне не такая яркая, лепить из неё ребёнку – дошкольнику легче. Глина мягче, не нужно думать о смешивании цветов, из неё можно лепить неоднократное количество раз, а ещё изделия из глины можно раскрашивать.

В программе важное место отводится обучению детей раскрашиванию объёмных фигурок, начиная с трёх лет, что является новизной и отличительной особенностью. В старшем возрасте дети расписывают народные игрушки, при этом знакомятся с символикой знаков.

Наряду с техникой лепки народной игрушки знакомим детей и современными приемами лепки животных, панно, используем в работе различные инструменты и заменители, что помогает разнообразить содержание тематики. В программе предусмотрено использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, использование в работе самодельных инструментов для лепки и рисования.

На основе выполненной работы делаю вывод: работа по ознакомлению детей с народными игрушками и развитию творческих способностей детей через формирование целостного представления о создании глиняной игрушки интересна и полезна и может прижиться в детском саду.

Литература

Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» – Творческий центр. Москва-2010г.

С. В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» – Волгоград – «Учитель»-2015г

С. В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

Петрисия Вибьен «Поделки из глины» Петрисия Вибьен –Москва –

РОСМЭН -2015 г.

5. С. Ю Расщупкина«Лепим из глины для детей»Развиваем пальцы и

голову. М.:РИПОЛ классик-2010г.

6. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.

7. А. П. Клиенов «Народные промыслы» – Мо002гсква. Белый город.-2002

8. И. Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» – СПб – Из-во Художник

РСФСР 1975г.

9. В. А. Корабельников «Рисуем орнамент» – Москва. ФМиЗХ -1998г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: