Обобщение опыта по теме Работа с природным материалом как возможный путь социализации л

Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

Информационно-методический центр

Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка

Автор опыта: Баннова Ольга Юрьевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ с. Чехов

Чехов, 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Актуальность опыта …………………………………………………………3

1.1. Теоретическое обоснование опыта…………………………………………………….4

1.2.Ведущая педагогическая идея………………………………………………5

Глава 2. Технология опыта…………………………………………………………….6

2.1. Условия возникновения и становления опыта…………………………..6

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса………………………..7

2.3. Результативность опыта………………………………………………… 12

Заключение…………………………………………………………………………… 13

Литература…………………………………………………………………………… 15

Приложения…………………………………………………………………………… 16

Приложение 1. Выставка объединения «Чудеса из чудес»…………………………..17

Приложение 2. Экскурсии в лес, на море………………………………………………19

Приложение 3. Сувениры из природного материала морского происхождения……20

Приложение 4. Экраны личных достижений воспитанников………………………..21

Приложение 5. Изготовление и дарение подарка близким ……………………………22

Приложение 6. Разработка системы занятий по теме «Краб»…………………………23

Приложение 7. Изготовление сувенира-оберега «Веничек-домовушка»……………31

Приложение 8. Использование традиций народных промыслов коренных

жителей Сахалина………………………………………………………………………32

Приложение 9. Формирование патриотического сознания и гражданского поведения

Приложение 10. Проектная деятельность объединения……………………………….40

Приложение 11. Участие воспитанников в оформлении кабинета……………………49

Приложение 12. Результативность образовательной деятельности……………………50

Приложение 13. Анкетирование воспитанников……………………………………….52

Приложение 14. Грамоты и дипломы воспитанников………………………………….55

Введение

Каждый ребенок рождается как биологический организм. Через некоторое время он становится человеческим существом со своей системой установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и мерой ответственности, со своим неповторимым видением мира. Ребенок достигает этого состояния в ходе процесса, который ученые называют социализацией. Именно в результате этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Процесс социализации личности не может осуществляться без участия других личностей, то есть без социального окружения. Каждый человек строит свое «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Опыт социальной изоляции ребенка (случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и рос в среде животных) доказывает, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Формирование ее происходит в процессе группового общения, когда человек осознает свое «я».

Часть ученых предполагает, что подросток жаждет социализироваться, но общество, взрослые препятствуют ему в этом. Но достаточно познакомиться с различными проявлениями молодежной культуры, чтобы убедиться в том, что практически все молодежные объединения активно противопоставляют себя современной социальности. Поэтому многие психологи считают, что подросток сопротивляется социализации и нужны специальные средства, вроде общественно-полезного труда, чтобы преодолеть его сопротивление.

Актуальность опыта

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится различными средствами массовой информации. В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т. к. на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения воспитанником социокультурных ценностей об этом сказано в национальной доктрине образований РФ: «..воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов…».

Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля» детей, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную, духовно-нравственную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона — один из таких путей образовательной деятельности.

Система дополнительного образования детей в этом воспитании играет огромную роль. Широкие возможности дополнительного образования позволяют детям осваивать самые разные направления деятельности человека в условиях его социализации.

Теоретическое обоснование опыта

В современных условиях, как известно, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, то есть социализация, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых.

Социализация личности – одна из важнейших характеристик результативности образовательного процесса. Это отражено в Законе РФ «Об образовании» (гл. 2, ст. 14, п. 1). Отмечается, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество»

К 9-11 годам у ребенка происходит качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели, начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.

Важнейшая задача родителей и педагогов в этот период состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в различных объединениях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.

Ведущая педагогическая идея

Именно идея социализации личности ребенка через декоративно-прикладное искусство лежит в основе программы художественной направленности «Чудеса из чудес». Конечной целью программы является:

— социализация личности ребенка в процессе работы с природным материалом, изготовления сувенира и дарения его своим близким.

Пути достижения этой цели вижу в:

— обучение воспитанников основным технологиям работы с природными материалами разного происхождения, основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков;

— воспитание у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом;

— развитие творческих способностей детей в процессе работы с природными материалами и закрепление их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка в процессе обучения работе с природными материалами отношу следующие:

— создание условий для психического здоровья детей;

— наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе;

— обеспечения тесного взаимодействия педагога и родителей;

— организация педагогического мониторинга динамики показателей воспитания и развития детей;

— построение отношений партнёрского сотрудничества.

Воздействие на личность осуществляется в трех сферах:

— деятельность;

— общение;

— развитие самосознание

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая должна:

— воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

— вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

— предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

— предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

То, как будет происходить процесс достижения цели в течение 2 лет обучения, во многом зависит от выбираемых педагогических технологий и методов обучения. В своей практике в последнее время использую такие педагогические технологии:

— технология сотрудничества;

— личностно-ориентированные технологии;

— информационно-компьютерные технологии;

— игровые технологии;

— проектные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— культуровоспитывающие технологии.

Методы воспитания в механизме социализации:

воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример отдельных людей, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения.

Технология опыта

Условия возникновения, становления опыта

В современных условиях жизнь, быт, окружение в сельской местности имеют ряд положительных и отрицательных особенностей, не учитывать которые педагог не может.

В связи с нестабильной ситуацией на экономическом рынке взрослое население часто не имеет хорошо оплачиваемой работы, достаток в семьях низкий. Многие родители вынуждены работать в других городах.

Пространственная ограниченность села и удаленность от культурных образцов развития оставляет сельскую жизнь за гранью новых культурных процессов, создаваемым современным обществом. Это все создает определенные трудности вхождения сельских детей в огромный социум.

Но есть и положительные черты сельской жизни, которые я в своей педагогической деятельности использую.

В селе ребенка с самого рождения постоянно сопровождает природное окружение. Достаточно 5-10 минут и вот уже наши дети у реки, в лесу, на берегу моря. Это открывает для меня, как педагога, огромные возможности, это основа развития моей программы.

Еще одним положительным фактором села является глубокое знание условий жизни и быта своих воспитанников, это дает возможность в большей степени индивидуально подходить к каждому ребенку, не как к обезличенному усредненному обучающемуся.

Организация учебно-воспитательного процесса

При реализации идеи социализации личности ребенка в учебно-воспитательном процессе очень важно, чтобы с самого начала предполагаемый конечный результат моей педагогической деятельности совпадал с целью творческой деятельности детей. Поэтому уже на первом занятии определяем цель нашей совместной деятельности. Это происходит во время знакомства с выставкой работ объединения. (Приложение 1) Выставка функционирует c 2001 года и ежегодно пополняется лучшими детскими работами из разных природных материалов, выполненными с использованием разных техник, побывавшими на районных и областных выставках. Детские работы с выставки вызывают восхищение, заряжают энергией и у каждого ребенка обязательно появляется огромное желание творчества и достижения таких же результатов. В дальнейшем важно использовать это желание и стремление для воспитания в ребенке таких качеств как трудолюбие, терпение и усидчивость, которые необходимы в этой работе и в дальнейшей жизни.

Педагогически очень важно с раннего возраста пробудить в детях желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное. Поэтому главное значение придается работе с природным материалом. Ребенок напрямую соприкасается с живой природой. Природа дает огромное количество экологически чистых материалов. Дети, заготавливая необходимый для работы материал, выходят в лес, на море. (Приложение 2). Встречи с природой расширяют представления об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные явления, прослеживать связи между ними.

В данном случае очень важен экологический аспект: дети учатся видеть природу не отдельно от себя, а в тесной связи. Они начинают понимать, что мы и природа — это одно целое, а значит нужно заботиться о ней. Поэтому на подготовительных к экскурсиям занятиях обязательно проводятся беседы о культуре поведения в природе.

Работа с природным материалом дает огромные возможности для развития воображения и фантазии. Дети младших классов еще в значительной степени продолжают жить по законам игры, когда любой предмет, оставаясь самим собой, в то же время может быть превращен во что угодно. Малейшая схожесть предметов дает широкий простор для творческой деятельности. Это, безусловно, используется на занятиях в объединении. Сувениры, в которых набор ракушек разных видов и размеров превращается в краба, черепаху, цыпленка, бабочку, удивляют и детей и взрослых. (Приложение 3). У авторов этих работ, несомненно, повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание того, что существуют вещи, которые они придумали и изготовили сами, причем так, что это доставляет радость не только им, но и окружающим.

Важным этапом является изготовление первой работы. Воспитанник осваивает первые технологические приемы подготовки материала к работе, конструирования, крепления, оформления. Впервые сталкивается с системой самооценки и взаимооценки, принятой в объединении. Первые работы воспитанников первого года обучения выставляются на традиционной выставке объединения «Дебют». И на итоговом занятии дети учатся впервые оценивать результаты своего труда и работу одногруппников. В уголке объединения существует экран, на котором отслеживаются личные достижения каждого воспитанника. (Приложение 4). На протяжении всего обучения дети на каждом итоговом занятии учатся делать анализ проделанной работы по теме. Каждый ребенок сначала оценивает свою работу сам, затем свою оценку дают одногруппники. В соответствии с общей оценкой воспитанник получает жетон в виде цветка, колоска разного цвета. Жетоны прикрепляются к вазочке, корзинке этого воспитанника на экране личных достижений. За работы, выполненные вне учебной программы, мини-проекты, конкурсные выставочные работы ребята получают дополнительные жетоны другого цвета. В конце года подводятся итоги и лучшие дети награждаются. Такая система оценки результатов своей деятельности, основными методами которой являются самоконтроль и взаимоконтроль, формирует у детей такие качества как объективность и самокритичность, является одним из средств воспитания толерантности. Она также является дополнительной мотивацией к достижению лучших результатов, а присутствующий элемент соревнования усиливает эффект.

В объединении «Чудеса из чудес» воспитанники учатся работать с природными материалами разного происхождения (морского, растительного, другого). Моя задача обучить их специфике технологий изготовления сувениров с учетом возможностей материалов. Ко второму году обучения ребята осваивают основные этапы и приемы работы с разными материалами. Этот технический универсализм позволяет ребенку практически из любого материала (или композиции материалов) создать картину, сувенир и порадовать близких.

Известно, что одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Веками проверена истина: жизнь каждого человека в цивилизованном обществе начинается с семьи, особенно с родителей. Великий педагог И. Г. Песталоцци подчеркивал мысль об их приоритетной роли в формировании у детей гуманных чувств и взглядов, утверждая, что для «ребенка, любовь которого не пробуждена отцом и матерью, всякий взгляд на мир останется взглядом животного…». Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Моя задача – всемерно помогать, поддерживать процесс социализации, происходящий в семейно-бытовой среде, осуществлять его в тесной связи с образовательным процессом. Именно поэтому каждый мой воспитанник свою первую работу уносит домой. (Приложение 5). Событие, когда сын или дочь изготовили своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для семьи: родители рассказывают знакомым, близким, родным об этом событии, проявившемся в такой эстетически-привлекательной форме. Если ребенок дарит кому-то из близких к празднику, ко дню рождения такой подарок, родители расценивают это, во-первых, как проявление любви к ним, особой заботы и внимания, а во-вторых, самостоятельности. Родители гордятся своим ребенком, растет авторитет ребенка в семье. Меняется его статус. Сам ребенок понимает это. Успех в семье окрыляет его, дает стимул к совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков. Родители начинают проявлять самый непосредственный интерес к новому увлечению сына или дочери, вовлекаются в его творческую жизнь посредством интереса к его творческим успехам.

Для меня как педагога в этой ситуации важно то, что изготовление подарка является средством воспитания у ребят высокого вкуса, аккуратности, хорошего тона и манер поведения, а также стремления учиться делать еще более красивые вещи.

Возникает вопрос, на каких образцах учить ребенка творчеству. Детей первого года обучения можно ориентировать на подражание другим образцам. Это, как уже упоминалось, работы с выставки нашего объединения, а также из других объединений. На выставках села ребята знакомятся с творчеством детей Досугового центра. Также по темам программы просматривается специализированная литература, содержащая иллюстрации, которыми дети могут воспользоваться. Параллельно обогащается детский кругозор.

Сельские дети, как правило, не имеют возможности непосредственно соприкоснуться с мастерством великих творцов в музеях, выставочных залах. Необходимо восполнять этот пробел, компенсируя просмотром на занятиях фильмов, слайдов о творчестве известных художников: Крамского И. Н., Саврасова А. К., Поленова В. Д., Левитана И. И. и других. Эти просмотры необходимы при прохождении тем «Необыкновенный букет» ( 1-й год обучения), «Времена года» ( 2-й год обучения) — раздел «Работа с сыпучими природными материалами». Разнообразие эталонов, образцов демонстрирует ребенку, на что способны творческие люди, как это прекрасно – украшать жизнь других людей и вою собственную. В разделе «Работа с природным материалом морского происхождения» (приложение 6) 1-го года обучения при изготовлении сувениров «Краб» и«Бабочки» на первых занятиях мы просматриваем фильмы из цикла BBC «Живая природа» о крабах и бабочках, устраиваем «знакомство» с живыми аквариумными моллюсками. Расширяется кругозор, дети узнают много новой, полезной информации, которую могут успешно применять в школе на уроках знакомства с окружающим миром.

Обращение к изделиям народного творчества имеет большое образовательное и воспитательное значение. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо данного народа. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.

На втором году обучения воспитанникам предлагается выполнить сувенир-оберег «Веничек-домовушка». (Приложение 7). На первых занятиях знакомимся с основными формами народного декоративно-прикладного искусства, с историей возникновения оберегов на Руси. Одновременно дети знакомятся с особенностями жизненного уклада и быта русского народа. При оформлении сувенира воспитанники знакомятся с символикой предметов в оберегах: к примеру, мак означает исполнение желаний, гречка несет достаток в дом, фасоль олицетворяет мир в семье, а семена подсолнуха означают появление детей в доме. Приятно наблюдать, как дети с большим вниманием и заботой относятся к выбору этих декоративных элементов для своего семейного оберега. Важно сохранить в них трепетное отношение к семье, привить семейные традиции.

Коренные народы Сахалина – нивхи, айны, ороки, занимались охотой, морским промыслом, рыболовством, оленеводством, а потому в своем искусстве широко использовали бересту, рыбью кожу, мех, олений волос, создавая свои многообразные красочные художественные произведения. Очень полезно познакомить ребят на занятиях прикладного искусства с историей, нравами, обычаями, народным ремеслом жителей острова. В своей проектной деятельности (проект «Живи, лосось») мы также использовали рыбью кожу, бересту. (Приложение 8).

Прививая новым гражданам идеалы, ценности, традиции, любовь к родному краю, осуществляя передачу социального опыта, мы способствуем преемственности поколений, а тем самым сохранению самого общества.

Воспитание гражданской позиции, человека с крепкими моральными устоями является неотъемлемой частью социализации моих воспитанников. (Приложение 9). В объединении — это деятельность в разных направлениях. В рамках противопожарной пропаганды ребята участвовали в областном конкурсе «Дети – творцы безопасности» (2010 г. – почетная грамота,2-е место). Объединение «Чудеса из чудес» — активный участник месячников по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, операций «Подросток». Ежегодные месячники оборонно-массовой работы – это акции «Подарок ветерану». В конкурсе «Спешим делать добро» в рамках воспитательной системы ЦДТ (2009 г.) объединение заняло 3 место.

Формирование патриотического сознания и гражданского поведения осуществляется на занятиях в объединении через проектные технологии прикладного характера. К примеру, на втором году обучения по программе детям предлагается выполнить из природного материала растительного происхождения картину-панно «Аисты». (Приложение 9).

На первом занятии по теме, когда дети рассматривают иллюстрации, картины, открытки с изображением аистов, описывают по ним этих птиц, необходимо рассказать об их среде обитания, повадках и, конечно, о том, какое значение аист издревна имел в русской культуре, как часто упоминается его образ в народном фольклоре в тесной связи с миром, добром и счастьем.

Учащимся предлагается в качестве защиты подготовить стихотворения, песни, легенды, сказки об аистах.

Поэтому, начиная данную работу, ребенок осмысливает ее по-своему, выполняет ее с особой любовью и теплотой и самостоятельно занимается поиском интересующей его информации.

На шестом занятии по теме «Изготовление панно «Аисты», которое называется «Аист на крыше — мир на Земле» проводится выставка готовых работ внутри объединения с защитой каждым учеником своей картины.

В Центре детского творчества с. Чехова существует много традиционных конкурсов, в которых воспитанники объединения «Чудеса из чудес» ежегодно принимают активное участие. Это традиционная подготовка к Новогодним праздникам: конкурсы «Елочка без елки», «Снежинка года», «Талисман года». Дети задолго до праздника предлагают новые идеи елочек из необычных материалов, советуются с родителями, с удовольствием воплощают идеи новых проектов. Родители принимают активное участие: снежинки года превращаются в аппетитное печеное лакомство. Важно поддержать и сохранить эти традиции и стремления к сотрудничеству «педагог — ребенок — семья».

В коллективной проектной деятельности ребята приобретают много социально полезных умений и навыков. (Приложение 10). Ежегодно в объединении мы работаем над образовательными проектами по внедрению новых материалов, апробируем новые технологии. Это долгосрочные проекты, над которыми мы работаем полгода или весь учебный год. В 2015-2009 учебном году группа второго года обучения успешно освоила новую технику работы с опилками — окрашивание и аппликация опилками. В первом полугодии 2009-2010 учебного года в ходе работы над проектом «Стеклянное чудо» дети освоили технику объемного конструирования из морского шлифованного стекла. 2010-2015 учебный год — работа с новым природным материалом – зерном (рис, гречка, пшено, кукуруза) и освоение новых приемов в технике аппликации, новой технологии окрашивания материала. В таких проектах дети находятся в поиске, общие цели сплачивают коллектив.

На занятиях кроме индивидуальных работ ребята выполняют и коллективные. Разумеется, эти работы остаются на выставке объединения. Коллективную работу выполняют от двух до пяти обучающихся в процессе серии занятий. Такая работа развивает умение выбрать общую цель, договориться о том, кто, что, каким образом, из чего и зачем будет делать. Эта информированность, с одной стороны, ориентирует каждого на выполнение своего задания, с другой – дисциплинирует и настраивает ребенка на реализацию общего творческого замысла. Так как при изготовлении общей работы от каждого участника требуются определенные технические навыки, технологические знания, то работа эта планируется в конце первого года обучения и на втором году обучения. Коллективные работы становятся не только экспонатами выставки. Эти работы с успехом продаются на ярмарках, которые устраивают в честь традиционного Дня Села, праздника Проводы Зимы. Такие распродажи — это и способ заработать средства для объединения, и хорошая реклама нашего творчества.

Ежегодно мои воспитанники с удовольствием принимают участие в оформлении нашего кабинета. (Приложение 11). Это их дом, в котором им должно быть комфортно заниматься и проводить часы досуга. Вместе мы выполняем эскизы уголка, экрана личных достижений, планируем вид новых выставок. Все это дети пытаются связать со спецификой нашего объединения. Поэтому наш уголок — то в виде морской ракушки, то в виде подсолнуха у плетня. Изготовление ивовой изгороди в народном стиле – целый проект, который включает экскурсию к реке с заготовкой необходимого материала, изучение техники плетения и, наконец, само изготовление и оформление.

Когда ребята активно помогают педагогу в таких делах, они потом в течение года с удовольствием самостоятельно поддерживают чистоту рабочих мест, следят за порядком на стеллажах с природными материалами.

Результативность опыта

За последние годы работы объединения наблюдается устойчивый интерес воспитанников к нашему общему делу. Анализ сохранности контингента обучающихся за последние три года свидетельствует о том, что изменение численного состава со знаком «минус» происходит только по причине отъезда семьи ребенка из с. Чехова. (Приложение 12, таблица 1).

Процентные показатели посещаемости детей стабильны в течение последних лет.

Анализ уровня обученности и воспитанности также иллюстрирует положительную динамику в работе объединения.

Уровень обученности за период с 2015 по 2015 уч. гг. по первому и второму годам обучения возрос на 8% и на 5% соответственно. (Приложение 12, таблица 2).

Уровень воспитанности за тот же период по первому году обучения вырос на 8%, а по второму году – на 12 %. (Приложение 12, таблица 3). Это свидетельствует о том, что к концу второго года обучения такие личные качества, как самостоятельность, ответственность, творчество, дисциплинированность, и качества, необходимые для комфортного пребывания в коллективе – активность, коллективизм, взаимопомощь, оказываются сформированными в большей степени. (Приложение 12, диаграммы 1,2).

У ребенка формируется самосознание, ощущение ценности собственной личности.

В объединении ребенок находится в ситуациях, полезных для него как ученика: он приучается к дисциплине, вежливости, аккуратности, к работе в коллективе.

В объединении ежегодно проводится анкетирование детей с целью выявления уровня самооценки воспитанников и определения ценностно-ориентационного единства коллектива. В 2010-2015 учебном году обучающиеся 1-го года, имеющие высокий уровень самооценки составляли 40 %, средний уровень самооценки – 60 %. На втором году обучения эти же воспитанники имеют высокий уровень самооценки — 50 %, средний уровень – 50 %. (Приложение 13, анкета 1).

Всем известно, что любой труд, любое дело будет более результативным, если к нему есть интерес. Тем более это важно для детей. Для меня, как педагога, важно, насколько мои ученики увлечены нашим общим делом и удовлетворены результатами своего труда. Проведенное анкетирование свидетельствует о самой высокой оценке воспитанниками (10 баллов) таких качеств как увлеченность и удовлетворенность. (Приложение 13, анкета 3).

С утверждением «Мне нравится создавать фантастические проекты» согласились 90% детей; 60 % обучающихся интереснее работать творчески, чем по-другому. (Приложение 13, анкета 1). И единым оказалось мнение детей, что одним из важных качеств из 30 предложенных является трудолюбие. (Приложение 13, анкета 2).

Творческий подход и трудолюбие воплощаются в реальные результаты: работы воспитанников объединения участвуют в районных и областных выставках, проекты объединения занимают в ЦДТ призовые места. (Приложение 14).

Объединение ежегодно участвует в выставках детского творчества местного, районного и областного масштаба:

— 2015 г. – областной конкурс в рамках Всероссийского конкурса «Моя семья»;

— 2015 г. – районная выставка, посвященная празднованию 90-летия дополнительного образования;

— 2010 г. – фестиваль детского творчества с. Чехов «Звенит весенняя капель» (диплом лауреата);

— 2015 г. – фестиваль детского творчества с. Чехов «Юные дарования» (грамота за участие);

— 2015 г. – областная выставка декоративно-прикладного и технического творчества «Сахалинские узоры» (диплом 3 степени).

Заключение

Таким образом, в объединении «Чудеса из чудес» дети не только учатся изготовлению изделий из природных материалов. Они овладевают культурой отношения к себе и другим.

В объединении решаются общие с семьей задачи – дети учатся быть созидателями и творцами. А самое высокое творчество – раскрытие и реализация каждым ребенком своих потенциальных возможностей.

Занимаясь в объединении на протяжении двух лет, решается проблема полезного заполнения свободного времени и круга общения, что очень заботит и родителей и педагогов.

Осваивая духовное богатство народной культуры и народных традиций, в детях формируются источники нравственности, укореняется все лучшее, что накоплено историей – это поиск смысла жизни, идеала добра, любви и красоты.

Изготовление своей собственной необычной картины, сувенира – это возможность выразить свое «я» в явной адресной форме. Понимание этого побуждает вкладывать свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, аккуратность, другие личные характеристики в изготовленное изделие, «послать сообщение» о себе надолго для других людей.

Литература:

Закон РФ Об образовании. [Текст] Глава 2. Ст. 14. п.1.

Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности [Текст] Социальные исследования. Вып. 3. М. 1970. с. 28-31.

Бектимирова, С. З. Народная культура, народные традиции – одно из направлений эстетического воспитания и социализации личности в системе ДО [Текст] Общепедагогические технологии// Электронные издания. www, festival.1 september. ru>articles/566707/

Гилинский, Я. И. Стадии социализации индивида// Человек и общество [Текст] Вып. 9. 1971.с. 47-48.

Голованова, Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] Санкт-Петербург// Специальная. 1997. С. 62-64.

Гульянц, Э. К. Базик, И. Я. Что можно сделать из природного материала [Текст] Книга для воспитателя.- 2-е издание дораб.- Москва. — «Просвещение».- 1991.- 175 с.

Кравцова, Е. Е. Психологическое содержание понятия социализация [Текст] Электронная библиотека. 2003. №5. С. 98-99.

Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии.[Текст] 1999. № 6. С. 54.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: