Обобщение опыта Личностно — ориентированный подход на уроках русского языка

Содержание

I. Информация об опыте………………………………………………

1.1. Цель опыта.

1.2. Сведения об авторе опыта

1.3. Условия возникновения и становления опыта

1.4. Актуальность опыта

1.5. Степень разработанности опыта

II.Теоретическая база опыта…………………………………………

III. Технология опыта…………………………………………………

IV. Библиография…………………………….………………………..

V. Приложение …………………..……………………………………..

5.1 Личностно-ориентированный урок по теме

«Наречие» (обобщение).

5.2 Личностно-ориентированный урок по теме «Н и НН

в отглагольных прилагательных и причастиях» (обобщение).

5. 3 Личностно-ориентированный урок по теме «Имя числительное»

(изучение новой темы).

5.4 Личностно-ориентированный урок. Сочинение – рассуждение

по видимому тексту.

I. Информация об опыте

1.1. Наименование опыта

«Личностно — ориентированный подход на уроках русского языка».

1.2. Сведения об авторе опыта

Мариныч Ярослава Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОБУСОШ №10 ст. Советская. Новокубанский район, учитель высшей квалификационной категории, стаж работы 15 лет.

1.3. Условия возникновения и становления опыта

Начало работы над данной темой я отношу к 2006 – 2007 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно — ориентированного обучения. На

основании этого была определена тема опыта «Личностно — ориентированный подход на уроках русского языка».

1.4. Актуальность опыта.

Цель опыта: рассмотреть планирование и организацию

учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предложить способы использования личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

Актуальность и перспективность опыта.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно — ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Область применения: 5 – 11 классы

Продуктивность:

Повышение качества знаний учащихся.

Успешность учебной деятельности.

Формирование личностного смысла ученика.

Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.

Внедрение: работа ведется в течение 5 лет во всех классах, где я работаю.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Результативность работы.

По такой системе работаю уже 5 лет в 5 – 11 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.

К примеру: в 2007-2015 учебном году коэффициент успешности моей работы составлял 61%, коэффициент качества – 55%;

в 2015-2009 году коэффициент успешности моей работы составлял 55%, коэффициент качества – 48%;

в 2009 2010 году коэффициент успешности моей работы составлял 61%, коэффициент качества – 58%;

в 2010-2015 году коэффициент успешности моей работы составлял 71%, коэффициент качества – 74%.

Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.

1. 5. Степень разработанности данной проблемы

Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого; психологических исследований Р. Немова, А. К. Марковой; на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А. В Плешаковой; гуманно-личностной технологий Ш. А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В. А.Добромысловым, М. Т.Барановым, О. П.Мистратовой, В. М. Богуславским и др.

Обогащение словарного запаса при обучении синтаксису рассматривается в работах Т. М. Пахновой, Ю. П.Плотниковой, Г. И.Сниткиной.

Лексическая и словарная работа не может проводиться без опоры на лингвистические словари. Приемы работы в школе с различными лингвистическими словарями стали предметом внимания М. В.Ушакова, М. Т. Баранова, Е. А. Бариновой, Н. И. Дорошенко, P. E. Нохриной, Ф. И. Вирченко, А. Н.Тихонова.

II. Теоретическая база опыта.

Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.

И не имеет никакого к его работе отношения.

От педагога требуется, чтобы каждый индивид

получил возможность использовать свои способности

в осмысленной деятельности.

Дж. Дьюи

В наше время личностно — ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко), достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества — особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, Л. В. Занкова, Е. Н. Ильина.

Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш. А. Амонашвили.

Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

— Способствовать становлению, развитию и воспитанию

в ребенке благородного человека путем раскрытия

его личностных качеств.

— Развитие и становление познавательных сил ребенка.

— Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

— Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И. С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Технология опыта.

В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результатив-

ности.

К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность

— думать свободно;

— говорить непринуждённо, эмоционально;

— читать много, внимательно;

— анализировать много текстов;

— осознавать, как эти тексты сделаны;

— писать много, свободно, эмоционально.

Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь. Можно оформить речевое взаимодействие в виде таблицы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: