Обобщение опыта Использование ИКТ на уроках русского языка

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум»

Использование ИКТ на уроках русского языка

Научить наших будущих граждан бережно, умело обращаться со словом, гордиться мощью, красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед преподавателем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь.

А значит, задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников добывать эти знания и осваивать самостоятельно. Умение работать с разного рода информацией на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Что же такое ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, различных видов программ как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Применение информационных технологий на уроках на сегодняшний день необходимо, и мотивировано, так как

• информационные технологии позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

• способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;

• позволяют индивидуализировать процесс обучения;

• повышают интерес к урокам русского языка;

• активизируют познавательную деятельность обучающихся;

• развивают творческий потенциал обучающихся;

• осовременивают урок.

Основными целями внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс являются:

использование элементов занимательности, повышающие интерес обучающихся к обучению;

повышение темпа урока;

увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;

создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;

реализация идей развивающего обучения;

реализация межпредметных связей;

увеличение доли проектной работы обучающихся и преподавателей.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках.

• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

• демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

• Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся

• Самостоятельная, частично – поисковая, творческая работа студентов.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом использования компьютерных технологий на уроках русского языка.

Преподавателю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас обучающихся, научить их владеть нормами литературного языка.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

• при объяснении нового материала;

• при закреплении;

• при повторении;

• при контроле знаний, умений и навыков.

При этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Компьютер, конечно, не может на уроках русского языка заменить живое слово учителя, но может стать хорошим помощником.

Долгое время я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль преподавателя в образовательном процессе.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.

Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:

1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).

2. Прохождение курсов

3. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.

И ещё, моими учителями очень часто были мои студенты. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!

Электронные учебники, DVD, дидактические материалы, создание проектов, презентации, чтение художественной, справочной литературы в электронном варианте, поиск материалов в Интернете – таковы возможности компьютера.

Уроки русского языка требуют особой подготовки и продуманного подхода со стороны преподавателя, как в плане объяснения новой темы, так и в плане проверки знаний учащихся, необходимых при итоговой аттестации. Каждая тема требует точной отработки, учета знаний. Основным инструментарием в моей практике являются тесты, вариативные тестовые задания, которые необходимо проверять.

Современные условия и технологии позволяют данный процесс сделать наиболее эффективным, продуктивным и результативным.

При объяснении нового материала на уроке я использую таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. (Приложение 1)

Например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» применение ИКТ позволяет использовать различные формы наглядности, которые демонстрируют не только статичную информацию, а и различные явления с применением цвета, движения, звуковых эффектов. Диалоговые и иллюстрированные возможности существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Компьютер даёт широкие возможности и для анализа работы. В программе Microsoft Office Excel, Power Point. можно создать шаблон проверки диктанта, тестовых заданий, различного вида упражнений, где результаты работы будут автоматически просчитываться в процентах и выводиться в виде диаграмм.

Свою работу можно представить на аттестации в виде презентации и видеороликов. Это выглядит современно и наглядно.

Что они позволяют достигать на моих уроках?

• Стимулирование познавательной деятельности обучающихся, которое достигается путем участия студента в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, рефератов самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

• Визуализация учебного материала;

• Интеграция со смежными дисциплинами: русский язык и культура речи, языкознание, деловая культура, музыка.

• Повышение мотивации учения обучающихся и закрепление интереса к русскому языку;

• Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

• Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Предлагаю рассмотреть конкретные примеры использования Power Point на уроках русского языка. (Приложение 2)

Имея компьютер, преподаватель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и индивидуальные особенности отдельных детей.

Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее.

Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока.

Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у меня есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах я размещаю иллюстрации, которые заменяют старые таблицы.

Наличие сканера, принтера в еще большей степени решает проблему наглядности на уроке. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности решена полностью.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, и я имею прекрасную возможность больше внимания уделить обучающимся. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос.

Для проведения уроков русского языка рекомендую использовать такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку», «Уроки литературы» (мультимедийное приложение к урокам).

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Я создаю презентации для разнообразия и привития интереса к предмету русского языка, особенно если это урок повторения, закрепления, урок-обобщение или зачёт.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и более продуктивным.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, я даю учащимся задания создать тест, сканворд, кроссворд или викторину. Предлагаю вашему вниманию викторину, таблицу, тесты, созданные моими первокурсниками. (Приложение 3).

Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, и др.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, то есть могут быть использованы при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить студенты с использованием средств сети Интернет:

2. Создание мультимедийной презентации по заданной теме.

(Приложение 4. Урок – зачёт по теме «Стили речи», внеклассное мероприятие по русскому языку ««Я русский бы выучил…»).

Но создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только студентам, обучающимся по специальности «Прикладная информатика». Студенты других специальностей могут быть авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с преподавателем. Эта работа сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем студентам

1. Подбор иллюстраций, таблиц по теме с комментариями к ним.

2. Подготовка словарной работы.

В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Можно, предложить сделать подборку терминов по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке.

3. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с преподавателем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию. Мне нравится работа в содружестве – «преподаватель – студент»: доклад студента + моя презентация. Иногда находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их.

После самостоятельной работы со средствами Интернет я предлагаю наиболее удачные работы оценить и преподавателям информатики, поэтому студент может получить сразу две оценки за выполненное задание.

Подготовка урока с помощью компьютера не только даёт возможность преподавателю включить в урок дополнительный материал для объяснения и закрепления темы, но и обеспечивает высокую степень наглядности, что необходимо при прохождении данной темы. Пробелы в знаниях наших студентов носят индивидуальный характер – отсюда необходимость в индивидуальных формах, которые оптимально реализуются в условиях компьютерного обучения.

Умение проверять и объяснять ошибки будет полезным при различных формах аттестации: диктанте, сочинении, изложении, тесте.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

• повысить интерес учащихся к предмету;

• повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

• сэкономить время на опрос обучающихся;

• дают возможность студентам самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в дома;

• помогают и мне, преподавателю, повысить уровень своих знаний.

Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся.

Преподаватель должен научить обучающегося грамотно использовать компьютер.

При умелом наставничестве педагога обучающийся учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

В последнее время мы сталкиваемся с тем, что студенты приносят скаченные или переписанные с сайтов сочинения, работы, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»?

На мой взгляд, минимальная: все – таки нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать преподаватель, чтобы подобная работа все же приносила пользу?

Я предлагаю своим студентам обработать найденный материал, преобразовав его, например, в виде опорной схемы, таблицы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т. п. (Приложение 5)

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, выполнение упражнений, тестовых заданий, набор текстов своих творческих работ.

Студенты оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, тесты по заданной теме, дидактический материал. Должна отметить, что ребятам нравится выполнять задания разной сложности на компьютере.

Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и во внеурочной деятельности и на индивидуальных занятиях с подгруппами.

Новые технологии, применённые на уроках, позволяют активизировать творческую инициативу обучающихся, вырабатывают умение самостоятельно добывать знания из различных источников, включая Интернет, сплачивает коллектив.

Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей обучающегося к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы мой студент обязательно справился с работой.

Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность студентов в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих обучающихся.

Список использованной литературы

1. Л. А.Шкатова. «Подумай и ответь». М. «Просвещение» 2009г.

2. Г. Г.Граник С. М.Бондаренко «Секреты пунктуации» М. «Просвещение» 2007г

3. А. Т.Арсирий Г. М.Дмитриева «Материалы по занимательной грамматике русского языка» Учпедгиз. М. 2015г

4. Л. Т.Григорян « Язык мой – друг мой». М. «Просвещение» 2015г.

5. Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А.Концевая Секреты орфографии.

М.:Просвещение 2015г.

6. Л. В. Петрашевская Игра на уроке русского языка М.: Мирос-Маик

«Наука – Интерпериодика» 2015г.

7. В. Ф.Шаталов Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. 2009г

8. Г. И.Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.: Педагогика, 2015.- 208с.

9.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва: «Народное образование» 2015 г.- 256 с.

10.http://edu.1september. ru

11.Портал «Сеть творческих учителей» http://it-n. ru

12.http://festival.1september. ru

13.http://edu. of. ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: