Обобщение мини-опыта учителя русского языка и литературы ЮВ Краснощековой

Описание мини-опыта учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 Краснощековой Ю. В.

«У меня это хорошо получается».

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо возникает сразу.

Е. Винокуров.

Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками.

Говорить об оригинальных методических находках, на мой взгляд, рано. Для меня главным является качественное, результативное применение современных технологий и новаторство учителей-профессионалов, мастеров своего дела. Я училась в МОУ СОШ №6 города Буденновска. Я очень рада, что моими наставниками в школе были учителя с большой буквы Груздова Любовь Алексеевна и Алферова Галина Радиславовна. Именно благодаря им я решила стать учителем русского языка и литературы. Во время обучения в Ставропольском государственном университете мне посчастливилось проходить практику у заслуженного учителя Российской Федерации Любови Петровны Бутенко (лицей №14 г. Ставрополя) и лауреата конкурса «Учитель года-2015» Малаховой Натальи Михайловны (гимназия № 25 г. Ставрополя).

Однако я хочу поделиться с вами тем, что у меня получается. Больше всего мне нравятся уроки развития речи. На таких уроках учащиеся зачастую раскрываются по-другому, высказывают свою точку зрения. Я считаю, что уроки развития речи очень важны, они помогают научиться мыслить, доказывать свои убеждения, строить логичные высказывания. Виды работы на уроках развития речи самые разные: написание изложений, сочинений, рецензий, аннотаций и многое другое.

Особое место в системе уроков развития речи занимают сочинения по картине. Такой вид работы помогает детям окунуться в мир искусства, узнать о шедеврах русской и зарубежной живописи, почувствовать свою сопричастность к ним. Содержание и тематика таких уроков позволяет привлекать обширный познавательный материал. Это делает урок информативным, расширяет представления детей об окружающем мире, обнаруживает связи между различными явлениями действительности, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов, об их культуре, вызывая интерес к познанию нового, неизвестного, углубляя взгляд на знакомое и привычное.

Владение речью, безусловно, не только педагогическая задача. Сегодня это проблема и социальная, и шире – проблема диалога культур. Тема стоит на границе областей методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. По словам К. Д. Ушинского, сочинение тогда является «упражнением дара слова», когда ученик выражает в нем «свою самостоятельную мысль».

Уроки развития речи способствуют расширению словарного запаса, помогают решать вопросы нравственно-патриотического воспитания. На таких уроках должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность, поэтому я часто использую различные формы работы: как индивидуальные, так и групповые. Отдельные учащиеся порой сами предлагают темы и подбирают к ним материал с желанием выступить перед одноклассниками, что также мною поощряется и приветствуется, и дает возможность как самой использовать технические средства обучения, так и детям применить полученные задания на уроках информатики и ИКТ.

Мой небольшой опыт позволяет сделать вывод: построение учащимися собственного текста облегчается благодаря наблюдениям над логикой готовых текстов, анализу их структуры. Для того, чтобы построить собственный текст, надо еще учить уметь воспринимать и оценивать действительность (наблюдать, выделять главное, составлять свое мнение о фактах действительности). Качества эти формируются в ходе подготовки к сочинениям. С чего же я начинаю работу по подготовке к сочинению? Во-первых, определяю тему, во – вторых, формы работы. На первом этапе помогает обращение к произведениям о природе, которые побуждают добрые чувства, способствуют правильному восприятию окружающего мира.

Например, в 5 «Б» классе при изучении темы «Глагол» для языкового наблюдения используются поэтические миниатюры «великого слушателя» природы М. Пришвина.

Из лесов на опушке вышли первые воины в медных доспехах.

…Осенью… березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом. Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня, как с дерева листики и улетают…

Задания: 1. Текст списывается с доски.

2. Найдите глаголы, выпишите, задайте вопрос.

Сделайте морфемный разбор глагола «отрываются».

На втором этапе работы материал подбирается в соответствии с временем года и особенностями класса воспринимать материал. Большую помощь на уроках оказывают иллюстрации и музыкальное сопровождение, которое не отвлекает, а помогает представить в звуках предложенные иллюстрации. С лучшими работами ребята выступают перед всем классом.

Урок в 5 «А» классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения» проходил в ноябре. Начался урок с эпиграфа «Ноябрь – сумерки года» (по славянскому календарю). Перед тем, как дать задание, я попросила ребят объяснить, как они понимают эпиграф. Я объяснила им, почему славяне так называли ноябрь.

Задание: 1. Объяснить тире в предложении.

2. Дать определение дополнения.

Далее идет работа с текстом.

Зима мила без оговорок

Мне непорочной белизной

И крутизною снежных горок

И льда зеркальной прямизной.

Беседа:

– Какие слова вызвали затруднения? (Совместная словарная работа. Возможна индивидуальная работа с толковым словарем).

Для учащихся 5 класса сложно выстроить логичное высказывание, поэтому для начала анализа и разного рода тренировочных упражнений привлекаются художественные тексты, как правило, о природе, так как учащиеся затрудняются воспринимать тексты с описанием портрета литературного героя, интерьера, трудовых процессов. Жизненный опыт помогает учащимся: им знакомо наступление весны или осени, они накапливают впечатления, мысли, прислушиваются к чувствам и настроениям – своим собственным и других людей, – и в этой пока что скрытой для постороннего глаза, целенаправленной работе рождается логика, содержание, язык будущего сочинения, формируется столь необходимое в жизни умение создавать текст, делать его живым, развивающимся. Таким образом, идет процесс от жизненного опыта к жизненному развитию.

Учитывая индивидуальные особенности детей, я очень осторожно подхожу к итогу работы по единой логической теме. Это может быть сочинение или сочинение – миниатюра. Материал, который дети собрали (а это, безусловно, их творческая работа), зачитывается. Каждый предлагает свое вступление, заключение. Все работы мною просматриваются, лучшие работы учащиеся представляют сами. Отметки за творческую работу, как правило, всегда очень высокие, что поддерживает желание детей и стимулирует их. Такие задания развивают речевую культуру школьников, воспитывают их эстетические чувства.

Очень нравятся моим ученикам письменные речевые упражнения малых форм, например: «Продолжи текст», «Распутай текст», «Магнитная цепочка слов», «Напиши письмо любимому герою», «Поздравь любимого литературного героя», «Составь рецепт любимого блюда». Все перечисленные упражнения тесно связаны с литературными произведениями и содержанием учебников по русскому языку и литературе.

Некоторое время на обобщающих уроках развития речи я отвожу «устному рисованию». Этот прием развивает мышление и устную речь. Например: представьте себе пейзаж по описанию, рассмотрите картину на воображаемом экране, сравните с картиной И. Шишкина «Рожь». Как итог, лучший пример устного рисования используется в письменных работах.

В своем арсенале я уже имею уроки сочинения-описания картины. Например, при подготовке к написанию сочинения-описания картины К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» я особое внимание уделяю рассказу о художнике, искусствоведческой информации с целью накопления терминов, которые в дальнейшем понадобятся учащимся, провожу словарно-стилистическую работу, предлагаю ребятам в записи прослушать выступление искусствоведа В. Порудоминского, а потом постараться так же эмоционально, с использованием терминов, рассказать об увиденном.

Мой небольшой опыт работы позволяет мне сделать главный вывод: учитель должен быть в постоянном поиске, не останавливаться на достигнутом, очень бережно, с огромной любовью относится к произведениям искусства, стремиться каждый день, каждый урок завоевывать намеченные высоты. Только в этом случае можно достигнуть того, чтобы дети искренне полюбили предмет, который ты ведешь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: