Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Открытый урок учителя начальных классов

МОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г. о.Кинель

Ионовой Татьяны Юрьевны

Класс: 3 «А».

Дата: 2 февраля 2010 года.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, самостоятельная работа, работа под руководством учителя.

Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова».

Цель: обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении).

Задачи:

упражняться в составлении слов по схемам;

подготовить уч-ся к теме «Разбор слова по составу»;

развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;

воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Оборудование: разрезные карточки — части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз, учебник «Русский язык. 3 кл» ( авторы Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Запись даты урока в тетрадях.

Эпиграф к уроку (на доске):

«Способность видеть чудесное в обыкновенном — несомненный признак мудрости»

( Р. У Эмерсон)

2. Повторение изученного материала.

Минутка чистописания.

Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: «Окончание в слове «вьюги»?», дети записывают «и» и т. д.)

вьюги, зимний, морозит, снег, снегири, снеговик, льдина, пушистый, играть, измениться

Запись в тетради : и ий ит ир ик ин ист игр из.

Работа в парах.

— Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Учащиеся работают с карточками со схематическим изображением частей слова, выкладывают их по порядку на столах.

— Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

На доске запись:

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

— Это предложение? (Набор слов.)

— Составьте предложение.

— Как это надо сделать?

(Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов для связи слов в предложении).)

На земле лежит искристый снег.

— Выделите окончания. У всех слов есть окончания?

(Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания — это суффиксы у наречий).

Словарная работа.

— Надо выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске).

Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано — можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.

Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.

Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её

(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета).

З. Сообщение темы и цели урока.

На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).

ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ

ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

Ответ: «Части слова».

4. Обобщение знаний о частях слова.

На доске плакат — рисунок словесного поезда (из учебника).

— Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд — словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон — окончание — прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т. к. окончание — это изменяемая часть слова).

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу)

окончание,

основа,

корень,

приставка,

суффикс.

— Что хранится в корне? А в основе слова?

(Повторение правил в стихах, изученных ранее).

1.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

2.

Корень слова — значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства —

Однокоренные подбери слова.

3.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

4.

3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

5.

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка — впереди.

— Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: «Зри в корень!», т. е. «Смотри в корень!»

— Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут «корень зла».

— Если надо что-то основательно переделать, говорят «коренная переработка», «коренные изменения».

— Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).

Что происходит со словом «кот»? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.

Кот, котище, котик, котята, коток, котишко, котёнок.

— Что общего у этих слов?

(Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет).

— Из каких частей может состоять основа слова?

(Корень, суффикс, приставка.)

Физминутка.

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня — присесть, кроме корня в слове есть другие части, т. е. приставка или суффикс, — встать.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

Работа по учебнику «Русский язык, 3 кл» (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).

Упр. № 198, стр. 134.

— Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару — соответствующий «поезд» — схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.

6.Домашнее задание:

Упр. № 5, стр. 141.

7. Итог урока.

— Какова была тема урока?

— Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?

(Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.)

— Составьте слово по подсказкам:

1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы «е» (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание — первая буква алфавита (-а).

Ответ: «переменка».

А сейчас – перемена. Урок окончен. Отдыхайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: