Обобщающий урок по теме Устное народное творчество

Обобщающий урок по теме

«Устное народное творчество Восточной Сибири»

Учитель: Яковлева Маргарита Сергеевна

Класс: 5

Предмет: Писатели Восточной Сибири

Основные цели:

Осмысление и переосмысление содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;

Развития воображения и творчества учащихся.

Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.

Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование «рефлексивного» читателя.

Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: карточки, учебник «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ автор-составитель О. Н. Шахерова. — Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2007.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

.Давайте пожелаем себе удачи, и выразим это с помощью синквейна.

Составим его: Ученик

Знающий, любознательный

Объяснять, отвечать, исследовать

Активно работать весь урок

Молодец!

2. Постановка познавательной задачи.

-Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество Восточной Сибири)

-Как вы думаете, чем сегодня нам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения)

3.Работа по теме урока

1 Составление кластера по теме «УНТ» (на доске)

Устное

народное творчество Восточной Сибири

Что значит устное народное творчество? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение «из уст в уста» (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т. д.)

Начинаем составлять кластер. (ученик у доски)

Задание 1: Что включает устное народное творчество, какие жанры ?

Нужно выбрать из названий литературных жанров те, которые относятся к УНТ и объяснить свой выбор.

Карточки: поэмы, загадки, пословицы, сказки, романы, песни, потешки, рассказы

А с каким жанром УНТ мы знакомились на литературе Восточной Сибири? (сказки)-выделить это слово в кластере.

— Итак, мы с вами знакомились со сказками народов и народностей Восточной Сибири.

Продолжаем составлять кластер (ученик у доски)

Задание 2: Выбрать те сказки на карточках, которые мы изучали. Объясните, почему другие карточки отложили? Разве у этих народов нет сказок?.(Они проживают на другой территории)

Карточки: тофаларские, немецкие, русские, украинские, монгольские, бурятские, эвенкийские, башкирские

Задание 3:Теперь мы должны вспомнить названия этих сказок и поместить в нашем кластере (карточки с названиями)

-А какие жанры народных сказок мы знаем?

Задание 4 .Возле названий сказок в кластере поставить букву, обозначающую, какая это сказка (в-волшебная, б-бытовая, ж-о животных).В случае затруднения обсуждать, почему именно так думают

_Ребята, посмотрите, каких сказок больше? (волшебных).А почему, как вы думаете?

(Вспомнить, как жили в старину :тяжелые условия жизни, бедность. И в сказках претворялись мечты о лучшей жизни)

Итак, мы получили кластер, систематизировали наши знания по теме УНТ.

2.Работа с понятием «сказка»

-Мы изучили сказки народностей, которые населяют Восточную Сибирь, узнали много нового, интересного. Поработаем с понятием «сказка»

Задание 1: Я хотела прочитать вам стихотворение, но случайно разрезала строчки. Я даю их вам, вы должны сложить четверостишье, пользуясь любой рифмой, и потом прочитать его и рассказать, какая рифма у стихотворения

А над чумом раскаленный

золотится луч по скату.

Не спеша старик степенный

нам рассказывает сказку.

Как в семье простой и бедной

смелый воин вырастает.

И врагов земли рассветной

он бесстрашно побеждает.

Слушаем до ночи темной

всё за правду принимаем.

И героев сказки этой

На всю жизнь запоминаем.

Словно нам она открыла

веру в суть добра и света.

Как давно всё это было —

как чудесно было это.

Чтение стихотворения учениками, определение рифмы

-Давайте составим синквейн к понятию сказка (сначала пробуют сами на листках, потом вместе)

Составление синквейнов по сказкам (вспомнить содержание сказок, характеристику героев) : Медведь, Упрямый парень

Медведь

Надоедливый,вредный

Мешает,шумит, пугает

Всем уже давно надоел.

Наказан

Упрямый парень

Смелый,сильный

Защищает,борется, побеждает.

Он ничего не боится.

Герой!

Составление кластера:

Сказка ( обсуждают то, что написали в тетради)

Герои Место действия Какая сказка и. т.д.

Работа с карточками (рекомендации О. Н.Шахеровой) .

(На доске прикреплены карточки, где записаны функции героев. Ребята должны определить, в какой сказке и кто выполняет эту функцию)

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Составить синквейн со словом урок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: