Обобщающий урок по теме Смутное время

Тема: Обобщающий урок: «Смутное время (начало XVII ) в России.»

Цель урока: 1. повторить и обобщить пройденный материал;

2. проверить знания учащихся по данной теме;

3. учащиеся должны определить:- в чем заключается патриотизм русского народа

в период Смуты.

План урока.

Организационный момент;

Основная часть урока;

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока.

Учитель и ученики подготавливаются к уроку.

Основная часть:

А). Учитель: Сегодня у нет новой темы, мы будем повторять и обобщать пройденный

материал. Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока ответили на вопрос: «В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты? » Как называется тема о которой сейчас пойдет речь? /ученик отвечает:

«Смутное время» (Смута). / Какой период это время охватывает?

/ с 1598 по 1613 гг./

Назовите причины Смутного времени?

/1.Опричнина Ивана Грозного … .;

2.Каждое сословие заботилось только о себе … .;

3.Народ считал, что власть должна принадлежать «природному царю» … ./

За каждый правильный ответ учитель дает ученику жетончик, количество

жетончиков потом подсчитывается.

Б). Сейчас откройте тетради будем играть в «крестики-нолики»: условия игры – вы

чертите прямоугольник следующего размера: по горизонтали 5 см. (10 клеточек, а

по вертикале – 4 см (8 клеточек), далее вы делите прямоугольник на «ячейки»,

сторона каждой ячейки ровна 1 см. (2 клеткам). По горизонтали вы ставите номера

вопросов (5 вопросов), а по вертикале – ответы (обозначаются буквами: а, б, в, г.

Диктуется вопрос с вариантами ответа. Вы ставите крестик в том квадратике, ответ

который вы считаете правильным. После завершения работы, учитель подходит к

каждому ученику и прикладывает трафарет, если клеточка пустая, то ставится

нолик, в зависимости от того сколько «крестиков-ноликов» и выставляется оценка.

Ученик сам подсчитывает сколько у него «+» и сколько «0». Учитель: Поднимите

руки у кого нет «0»?и т. д.

Вопросы к игре:

Кто правил в России с 1606 по 1610 гг.?

а).Борис Годунов; б).Семибоярщина; в). Василий Шуйский; г). Федор Романов

2. Кто возглавил I Ополчение?

а). Ляпунов; б). Минин и Пожарский; в). Болотников; г). Скопин-Шуйский

3. Какое событие произошло 22 октября (4 ноября) 1612 г.?

а). взятие Китай-города, начало освобождения Москвы; б). воцарение М. Ф.

Романова; в). снята осада с Троице-Сергиева монастыря; в). разбиты войска

«Тушинского вора»;

4. Что является причиной начала Смуты?

а). гибель царевича Дмитрия;; б). прерывание династии Рюриковичей;

в).интервенция со стороны Польши ; г).восстание Хлопка Косолапа;

5. Какой представительный орган был созван, чтобы выбрать нового царя,

в 1613 году?

а). Боярская Дума; б). Избранная Рада; в). Земский собор; г).Негласный комитет

В). А сейчас я буду показывать вам портреты, а вы, подняв руку, будите называть, чей

это портрет и коротко рассказывать о нем. / портреты прилагаются/.( Портреты

показываю на уроках, но не все, чтобы ученики, методом исключения, смогли сами

догадаться чей это портрет.

Г). Перед вами на партах лежат карточки с терминами и понятиями, ваша задача в

течении минуты заполнить их. Через минуту, учитель спрашивает: поднимите руку

у кого термин, например, «ополчение»? /учитель может сам назвать кто будет

отвечать, а может по желанию./ Если ответ прозвучал правильно, то проверяют все

и если кто-то ошибся, то исправляет.

Д). Сейчас сюда выдут 5 человек. Вы, наверное, обратили внимание, что в кабинете

лежат шары, все они с сюрпризом. Возьмите по одному шару. Проткните их.

Из шаров выпадают вопросы. Даю полминуты на, чтобы вы подготовились к

ответу. Нужно время? /если да, то включается отрывок из увертюры к опере «Иван

Сусанин или « Борис Годунов»./

Вопросы:

1.В чем суть «угличского дела»?

2.Какую позицию занимало дворянство в период правления Василия Шуйского?

3.Какова роль иностранных государств в Смутном Времени?

4.Какие обстоятельства привели к краху авантюры Лжедмитрия II?

5. Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?

Сколько лет будем мы отмечать в этом году данного события?

Е). Вы знаете, что без дат не бывает в истории. Поэтому сейчас мы вспомним

некоторые из них. Я буду показывать даты, а вы будите называть события,

если несколько дат, то все какие вы знаете.

Даты –события:

1598 -1613 гг. – хронология Смутного времени;

1598-1605 гг. – годы правления Бориса Годунова;

1589 г. – введение сана патриарха.

1591 г. – гибель царевича Дмитрия В Угличе;

1606-1607 гг. – восстание И. И.Болотникова;

1606-1610 гг. – хронология правления Василия Шуйского

22 октябрь 1612 г. – начало освобождения Москвы К. Мининым и Д. Пожарским.

1613 г. избрание М. Ф.Романова на царство, начало правления династии

Романовых. Окончание Смуты.

Ж). Любые события имеют последствия, Смута не исключение. Вопрос:

Каковы последствия Смуты?

1.Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: … ;

2.Экономическая разруха и обнищание народа;

3.Ухудшение положения государства и потеря ряда территорий … ;

4.Воцарение новой династии Романовых …;

5.Расстройство местничества ослабило старую аристократию … .

Теперь хотелось бы услышать ответ на основной вопрос:

В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и прежде всего о действии II Ополчения.

Домашнее задание: повторить пар. с 1 по 3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: