Обобщающий урок по теме Части речи класс

Обобщающий урок по теме: «Части речи»

7 класс

Цели урока:

Выработка умения различать части речи по вопросам и значению, знать морфологические признаки частей речи.

Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции.

Развитие коммуникативных навыков, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Ход урока

Организационный момент.

— Добрый день! – вам сказали.

— Добрый день! – ответили вы.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

— Мы знаем, что части речи бывают самостоятельные и служебные. Сегодня на уроке нам нужно повторить изученные самостоятельные части речи, вспомнить их морфологические признаки. Вы должны уметь различать части речи по вопросам и значению.

— При помощи чего люди общаются друг с другом?

— Какая бывает речь?

-Из чего состоит наша речь?

-Одинаковое ли значение имеют слова?

Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – действие предмета, третьи – признак предмета. Есть слова, которые обозначают число, количество, порядок предметов при счёте. А есть такие слова, которые указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется части речи.

Вы на строчки посмотрите,

Что заметили – скажите.

Совесть, доброта, честность.

Справедливый, неравнодушный, отзывчивый.

Дружит, прощает, помогает.

Интересно, красиво, внимательно.

Любящий, ценивший, увлечённый.

Мой, мы, каждый, наш.

Радуясь, улыбаясь, увидев.

Пятнадцать, трое, двадцать восьмой.

— Объясните, как вы понимаете значение слов совесть, неравнодушный, отзывчивый.

— Какой вывод можно сделать? Как мы различаем части речи?

Работа у доски.

Светились и отражались в реке звёзды.

Выполнить морфологический разбор существительного в реке.

Разминка.

Указать существительные 1 склонения.

Земля, костёр, книга.

Указать существительные 2 склонения.

Лось, озеро, каша, рябина.

Указать существительные 3 склонения.

Конь, день, речь, степь.

Какого морфологического признака нет у имени существительного?

Род, число, лицо, падеж.

— В русском языке есть часть речи, которая делает нашу речь выразительной, яркой, образной, красочной. Какая это часть речи?

Ученик выразительно читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина

«К морю».

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Задание слабым учащимся: выписать из стихотворения имена прилагательные.

Индивидуальная работа (3 учен.)

Задание сильным учащимся. Прилагательные из фразеологизмов.

На доске написаны фразеологизмы. Вместо многоточия вставить прилагательные, определить род, число, падеж прилагательных и объяснить значение фразеологизмов.

Отложить в … ящик.

Спать … сном.

Принять за … монету.

С высоты … полёта.

Чтение учителем стихотворения.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси —

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» —

Пред тобою сразу вся Россия!

— Какова главная мысль этого стихотворения? О чём оно?

( О нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов)

— Назовите наречия, которые встретились в стихотворении.

Работа у доски.

Определить значение наречий.

Свернуть вправо, приехать издалека, сказать сгоряча, говорить громко, трижды пытаться, встать поздно.

Заменить фразеологизмы наречиями.

Душа в душу, рукой подать, за тридевять земель, кот наплакал, с грехом пополам, одна нога здесь, другая – там, куры не клюют.

А сейчас мы вспомним произведения А. С.Пушкина. Вместо многоточия вставить наречия.

Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял с неё корыто, наше-то … раскололось. (Совсем)

… сердито под крыльцом пёс залаял. (Вдруг)

Как … сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам. (Ныне)

Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые, леса … столь густые, и берег, милый для меня. (Недавно)

Королевич Елисей, помолясь … богу, отправляется в дорогу. (Усердно)

… у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился. (Долго)

Повторение глагола.

Работа в группах.

Даны карточки с глаголами.

Летит, поёшь, играла, бросит, хотел, знаю, прибежит, ходит, сидит, спою, приговаривает, текла, напишешь, звенит, расскажу, смеётся, рисовал, ответит, испортит, любит, увидел, придумал, интересуется, улыбнётся, увлекалась.

1 группа – выписать глаголы в настоящем времени, определить вид, спряжение.

2 группа – выписать глаголы в прошедшем времени определить вид, спряжение.

3 группа – выписать глаголы в будущем времени, определить вид, спряжение.

Взаимопроверка.

— Какой вывод можно сделать?

Глаголы изменяются по временам, бывают совершенного и несовершенного вида, относятся к 1 и 2 спряжению.

— Сколько наклонений у глагола? Перечислите.

Определить наклонение глаголов.

(Учитель называет слова, а дети поднимают сигнальные карточки: и – изъявительное наклонение, у – условное, п – повелительное)

Подскажешь, высказал бы, открой, достань, просят, увидел бы, заставь, торопись, идёт, помогите.

Релаксация.

Самостоятельная работа.

Выделенный, расколотый, сомневающийся, видимый, залаявший, горящий, испуганный, тающий, журчащий, охраняемый, смеющийся, выращиваемый, слышимый, осмысленный, осознанный, разлившийся.

Задание: выделить суффиксы, определить время, действительное причастие или страдательное.

Работа у доски.

Выполнить морфологический разбор причастия мигающими (искрами).

Назовите фразеологизм по его значению, употребив краткое причастие.

Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен)

Лишён свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам)

Суждено, предопределено (на роду написано)

По внешнему виду не разберёшь, кто это (на лбу не написано)

Исправить ошибки в употреблении причастий.

По краям дороги виднелись тополя с посеревшей от пыли листьями.

Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинкой.

Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

Найти причастные обороты и преобразовать их в деепричастные.

Художник, нарисовавший картину, подарил её своему другу.

Девочка, играющая на пианино, смотрит в нотную тетрадь.

/нарисовав картину/

/играя на пианино/

Задание: определить вид деепричастий.

Игра «Узнай устойчивые выражения».

(Учитель показывает таблички с деепричастиями, которые употребляются в устойчивых выражениях, поэтому не выделяются запятыми. Ученикам нужно назвать вторую часть устойчивого оборота)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: