Обобщающий урок-КВН по темам Причастие Деепричастие класс

Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие.

7 класс

Цели:

— систематизировать знания и умения обучающихся по темам «Причастие. Деепричастие»;

— в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;

— учить работать самостоятельно;

— развивать чувство коллективизма, ответственности;

— совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи:

–заинтересовать учеников необычной формой проведения урока;

–помочь каждому поверить в себя

Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке:

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. – А. Куприн

“Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…” (К. Г. Паустовский)

Предварительная подготовка: заранее учащиеся придумывают название команде, рисуют эмблему, готовят девиз; сочиняют текст с использованием причастий и деепричастий (50-100 слов)

Контроль осуществляется с помощью фантов разного цвета, соответствующих определённой отметке:

«5» – красные

«4» – жёлтые

«3» – синие

На этом уроке двоек не получит никто.

В конце урока ученик получает отметку, посчитав среднее арифметическое заработанных им фантов.

Ход урока

Организационный момент.

Представление команды, демонстрация эмблемы и девиза, объяснение смысла названия.

Слово учителя: русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей. Сегодня будут соревноваться в знаниях родного языка три замечательные команды. А что означает слово КВН? Так давайте соответствовать этому званию.

1-й ученик: Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2-й ученик: И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

3-й ученик: И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями,

Пусть борьба кипит сильней

А наша дружба крепнет с ней.

Обучаемые записывают в тетради число, тему урока.

Разминка. Блиц – опрос теоретического материала.

(команды отвечают по очереди)

— Дать определение причастию как части речи.

— Что такое деепричастие?

— Что такое определяемое слово?

— Чем выражено определяемое слово причастия?

— Чем является определяемое слово деепричастия?

— Что такое обособление?

— Особенности обособления одиночных причастий.

— Как обособляются одиночные деепричастия?

— Рассказать об обособлении причастного оборота.

— В чём особенности обособления деепричастного оборота?

— Какой морфемы не бывает у деепричастия? Почему?

— Каким членом предложения бывают краткие причастия?

–Признаки каких частей речи имеет причастие?

–Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

— Какова роль причастий и деепричастий в речи?

Проверка домашнего задания.

Проверка составленного дома текста с использованием причастий и деепричастий о родном крае.

Пока представитель одной команды читает текст, соперники должны на слух посчитать количество причастий и деепричастий в прослушанном тексте. Услышанные слова записываются в рабочие тетради двумя столбиками.

Обязательное условие: читать медленно, выразительно.

Литературная правка.

Исправить ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Запись в тетради трёх понравившихся исправленных предложений.

Карточка № 1

1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме. 4.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 5.Прочитав книгу, она мне очень понравилась. 6.Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.

Карточка № 2

1.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их. 2.Витя подписал письмо своей учительнице: “Любимый и уважаемый ваш ученик В. Петров.”3. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. 4. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.5. Замедляя ход, к станции подошел поезд. 6.Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.

Карточка № 3

1.Подъезжая к деревне, собаки залаяли. 2. Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 4. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 6. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Словарная работа. Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Карточки индивидуально по количеству участников в команде. Ребята ответы представляют в виде таблицы, которую проверяют с помощью проверочного листа.

Карточка № 1.

Тушё…ое мясо, тушё…ое с овощами мясо, кваше…ая капуста, нагруже…ый вагон, сгущё…ое молоко, связа…ые бабушкой носки, волосы причёса…ы, спасё…ый от огня лес, придума…ые слова, задача реше…а.

Пример проверочного листа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: