Обобщающий урок-конкурс по теме Ткачество класс

Нетрадиционный урок – обобщение пройденного материала

по теме « Ткачество» в форме конкурса.

Задачи:

1. Закрепление знаний о различных видах тканых переплетений.

2. Корректировать мыслительную деятельность (зрительное внимание, память, анализ, синтез, обобщение, сравнение).

3. Совершенствование навыков плетения поясов.

4. Учить использовать полученные умения на практике.

Структура урока:

Организационный момент.

Повторение знаний о видах тканей, ткачестве и профессии ткача.

Объяснение первого задания «Подготовка ниток к работе».

Выполнение ученицами первого задания.

Выполнение второго задания «Продолжить окончание пословицы».

Объяснение и выполнение задания «Связать концы разорванных нитей».

Объяснение и выполнение четвертого задания «Проверь свой глазомер».

Объяснение и выполнение пятого задания «Выполнить один из видов тканого переплетения».

Объяснение и выполнение шестого задания «Аукцион пословиц».

Демонстрация тканых работ, выполненных детьми в предыдущие годы.

Предоставление в жюри работ домашнего задания «Плетеные коврики».

Практическая работа по изготовлению пояска.

Подведение итогов конкурса членами жюри.

Оборудование:

образцы работ по ткачеству

пословицы о труде

раздаточный материал: шкатулки с клубками ниток, бумажные полосы для переплетения, нити для плетения пояса, набор коротких нитей для конкурса.

Ход урока:

Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Стихотворение Юлиана Тувима

Каменщик строит жилища,

Платье, работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь, сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

На уроках труда вы познакомились с различными видами тканей и с различными приёмами ткачества. Как называется профессия людей, которые ткут, делают ткани? Сейчас представьте себя в образе ткача.

Вам предстоит выполнить ряд заданий. Результаты их выполнения будет оценивать жюри. Самые ловкие и умелые получат награды.

Первое задание.

В начале работы ткачам необходимо подготовить нитки к работе.

Вам необходимо перемотать нити с клубка на катушку. / Оценивается задание по скорости/. Внутри клубка вы найдете следующее задание.

Второе задание.

Продолжить окончание пословицы. /Оценивается по правильности написания/.

Третье задание.

При ткачестве происходит разрыв нитей и ткачи связывают концы разорванных нитей определенным узлом.

В коробочках на столе у вас находятся кусочки ниток. Вам надо связать их концы узелками. /Результат оценивается по количеству узелков/.

Четвертое задание.

Задание на проверку глазомера. Участницам представлена нить /длина любая/.

По очереди каждой участнице назвать предполагаемую длину нити. /очки назначаются по результату более точного ответа/.

Пятое задание.

В следующем задании вам предоставляется возможность показать свое умение в выполнении тканых переплетений.

— Какие виды переплетений вы знаете? /полотняное, саржевое, сатиновое/

Из данного вам материала /бумажные полоски и трафарет/, вам надо выполнить одно из видов переплетения. /Оценивается по сложности и качеству выполнения./

Шестое задание.

Аукцион пословиц. По очереди участницы называют пословицы о труде. /Жюри подсчитывает, кто больше назовет пословиц, назвавший последнюю пословицу, получает дополнительное очко. /

Ткачество – древнейшее ремесло у всех народов Земли. И сейчас ткачество развивается, радуя людей искусными тканями и одеждой.

Но ткачество – это не только ткани. Это различные гобелены, коврики, выполненные ручным способом. Многие такие работы используются в домах для украшения интерьера.

/Показ тканых работ, выполненных детьми в предыдущие годы./

Седьмое задание.

А ваше домашнее задание похоже на эти работы? /Выполненные домашние задания передаются членам жюри/.

Качество и дизайн ваших плетеных ковриков оценит жюри.

С древних времен девушки с раннего возраста готовили себе свадебное приданое. Это были различные сшитые, вышитые, вязаные вещи, которыми молодая должна была одарить родных мужа, показывая этим, какая она трудолюбивая и умелая.

Среди приданого были и тканные, плетёные пояса, ленты, тесемки, которые использовались и как обереги, и для подпоясывания верхней одежды. Их ткали на специальных станках, приспособлениях.

В старших классах вы будете учиться плести на специальных приспособлениях – дощечках.

Восьмое задание.

Сейчас вам предстоит возможность научиться плести поясок без всяких приспособлений.

Самые ловкие получат дополнительные очки.

/Жюри подводят итоги./

Вам спасибо за вниманье,

За задор, хороший смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Предоставляется слово председателю жюри.

Литература:

З. А.Кудинова «Наши руки – не для скуки», Великий Новгород, 2000г.

Л. В.Зенькова «Праздники в школе», Витебск,1993г,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: