Обновление системы образования

Обновление системы образования:

от модели «Контроль качества» к модели «Обеспечение качества»

Шамсетдинова Ф. Д

директор МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

Альметьевского района Республики Татарстан

Качество образования рассматривается сейчас как качество жизни. Качественное образование – это успешная карьера, это процветающее государство. Именно поэтому качество образования является ведущей темой образовательной политики.

Новый учебный год заставляет педагогическое сообщество вновь задумываться над тем, как достичь соответствия качества образования потребностям и ожиданиям общества; как обеспечить максимальную успешность каждого обучающегося, профессиональное развитие педагогов и динамичное развитие каждого образовательного учреждения, как осуществить переход от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества».

Казалось бы, о чем вести разговор, если на протяжении всей истории школы мы только и делаем, что повышаем качество образования! А повышаем ли? А, собственно говоря, что мы повышаем? А до какого уровня повышать? Чем измерить качество образования?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо уточнить представления о качестве и результатах образования.

На сегодняшний день в педагогике отсутствуют четко определенные, единые для всех критерии, по которым можно определить качество образования. Поскольку ни на одном из высших уровней управления директивно не закреплен перечень параметров, по которым определяется качество образования, у учителей и управленцев есть время, чтобы определить для себя набор этих показателей. Важно, чтобы этот перечень был обоснованным, целостным, относительно полным.

Если обратиться к новому Закону «Об образовании в РФ», то можно увидеть, что в основе такого взгляда на образование лежит понимание качества образования, как условия успешности личности в современном и будущем мире. Цель образования – содействовать каждому обучающемуся средствами образования в достижении личной успешности.

Согласно ФГОС, качество образования мы рассматриваем с позиций триединой системы: требования к результатам, требования к основной образовательной программе и требования к условиям.

Качество образования определяется, прежде всего, в ракурсе соотношения цели и результата образования, когда цели заданы, спрогнозированы в зоне развития ученика и когда цели и результаты рассматриваются в одних и тех же параметрах, и потому их можно сопоставлять и сравнивать. Поэтому каждый в первую очередь должен четко дать ответ на вопрос: что каждый из нас понимает под результатами образования в своей работе?

Сегодня совершенствуется современная информационно насыщенная образовательная среда с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных технологий, которые системно встраиваются в образовательную и профессиональную среды школы. Мультимедийное и интерактивное оборудование позволяет успешно применять современные цифровые технологии, в том числе предлагаемые всероссийским проектом «Школа цифрового века».

Однако информационно-образовательная и предметно-развивающая среда образовательного учреждения не может успешно функционировать и развиваться без необходимых образовательных условий, важнейшим из которых является кадровый потенциал школы.

Современный учитель – это не только и столько ретранслятор знаний и опыта, сколько организатор познавательной деятельности учеников, мотиватор. И это потребовало смены психологических установок учителей, пересмотра собственного места и функций в образовательном процессе. Помогла в этом и система повышения квалификации — обучение на рабочем месте, обеспечивающая развитие рефлексивной культуры педагога. Вовлечение педагогов в интерактивные формы, в инновационную методическую деятельность мотивирует их как к изучению передового педагогического опыта коллег, так и к обобщению и распространению собственного педагогического опыта, обеспечивают готовность к успешному участию в конкурсах профессионального мастерства.

Ежегодно увеличивается число педагогов, ставших победителями и призерами различных международных, всероссийских, городских и районных конкурсов. Признание достижений педагогического коллектива на всероссийском и региональном уровнях, безусловно, отвечает высоким требованиям, предъявляемым к столичной школе.

Работа педагогического коллектива и родительского сообщества в тесном контакте с партнерскими организациями помогает создавать и совершенствовать образовательную среду, позволяющую эффективно решать стоящие перед школой задачи: гарантированное оказание образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные запросы и потребности обучающихся, родителей и общества; создание школы, в которой высокое качество образования сочетается с педагогически грамотным учётом возможностей и индивидуальных способностей каждого школьника; обеспечение условий для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к современным условиям.

Все более важную роль начинает играть внешняя оценка качества образования, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. Если считать инструментом измерений и оценки качества образования рейтинг образовательных учреждений, то нашу школу справедливо называют территорией успеха.

Переход к информационному обществу приводит к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия; возникающие и растущие глобальные проблемы требуют умения проектировать оптимальные пути их преодоления, работать в режиме сотрудничества.

Современная техническая революция призвана помогать учителю, работать плодотворней, делать урок насыщенней и разнообразней; учитель и ученик должны чувствовать себя в школе комфортней; не должно возникать противоречия между техническим оснащением в социуме и образовательном учреждении; между ожиданиями ученика и возможностями учителя.

Необходимость осуществления серьезного прорыва в области технологизации образовательного процесса, развития школы как школы «высоких образовательных технологий», создание в образовательном учреждении на всех ступенях обучения условий, позволяющих на новом уровне подойти к решению проблемы обеспечения высокого качества образования, позволяют предположить, что коллектив готов к решению задач по достижению существенно новых образовательных результатов, повышающих конкурентоспособность каждого конкретного ученика и школы в целом, что соответствует социальным ожиданиям и образовательным запросам родителей и учащихся.

Итак, что нужно сделать, чтобы перейти от модели контроля качества к модели обеспечения качества? Во-первых, четко определить ожидаемый результат в соответствии с запросами личности, общества и государства. Во-вторых, так организовать образовательный процесс, чтобы он гарантированно обеспечивал достижение запланированных результатов, осознанно от цели – к содержанию и методам и формам организации образовательного процесса. В-третьих, создать оптимальные условия для эффективной реализации образовательного процесса: высококвалифицированные творчески работающие педкадры, имеющие свои личные сайты, современное оборудование, площади, медиатека, современные учебники, программы.

Спасибо! Ваш файл добавлен!После проверки он будет опубликован в выбранном Вами разделе на страницеhttp://videouroki. net/filecom. php? fileid=98674635Не загружайте работу повторно — это не ускорит её публикацию

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: