Обмен опытом по теме Развитие творческих способностей

«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдёт все другие народы в области науки и искусства». (Дидро)

«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»

Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу представить Вам, коллеги, творческий отчёт и поделиться опытом развития творческих способностей учащихся во внеурочное время.

Творческая деятельность является особым процессом взаимодействия стереотипного и импровизационного. Внеурочная кружковая деятельность через творческие задания создаёт противоречие между интеллектуальным и личностным опытом. В итоге развивается аналитический склад ума, образное мышление, развиваются качества ума: сообразительность, гибкость, критичность ; познавательные процессы: внимание, воображение, зрительная память, восприятие; познавательные умения: поставить вопрос, сформулировать, проблему, применить знания. Накапливаются интеллектуальные знания: представления о морали, общечеловеческие ценности и позиции. В то же время при выполнении творческих заданий свобода ученика в выборе цели и средств деятельности, поведения, индивидуального или коллективного творчества помогает в выражения своей индивидуальности. Я использую разнообразные методы обучения: игровой, групповой, в парах, упражнений, наблюдений. Виды деятельности: познавательный, поисковый, творческий, конструирование, моделирование, исследовательский.

В процессе ориентации на поиск и инициативу проявляется и развивается индивидуальность ученика. Творчеству нельзя научиться, но целесообразно демонстрировать свои особенности психологической раскованности, боязни неверного при продвижении по пути самосовершенствования.

Таким образом: ориентируя учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальности, я нахожу способы мотивировать ученика на раскрытие творческого потенциала.

Курс обучения изобразительной деятельности во внеурочное время ставит своей целью:

1. Преподавание ИЗО в школе преследует, прежде всего, общеобразовательные цели. Основная задача – расширить кругозор человека. Многие склонны рассматривать ИЗО в школе как специальный, а не общеобразовательный предмет. Это неверно. Школа не готовит художников, как не готовит и математиков, химиков, поэтов. Это задача специальных учебных заведений. Все вместе предметы должны содействовать гармоничному развитию уч-ся.

2. Эстетическое воспитание-это воспитание у уч-ся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, науке, искусстве. Формируются взгляды, чувства, идеалы. Независимо от того, в какой области трудится ученик :литературе, географии, химии, он должен понимать изящество и красоту. Английский физик Поль Дирак считал, что аксиомы должны быть обязательно изящными и формулы красивыми. Ньютон считал закон всемирного тяготения красивым(симметричным).Вкус –не прирожденное качество, он развивается.

3.Одна из главных задач внеурочных занятий – развить у детей наблюдательность, научить правильно видеть. Процесс изображения даёт возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось мимолётным взглядом. Учёными установлено, что способность наблюдать не есть способность правильно видеть и осознать. А школьники, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.

4. Преподавание ИЗО – ставит своей целью показать уч-ся, как можно использовать умение рисовать в любой профессии. Зарисовка детали машины, план сооружения, интересный фасон платья. Сегодня рисунки Миклухо-Маклая – это величайший этнографический документ. Наброски Андерсена, Пушкина, Маяковского всем известны. Профессии : агроном, шофер, маляр, архитектор, хирург – всё это говорит о большом практическом значении в деле подготовки к жизни.

5. Главная практическая задача – это овладение элементами, приёмами и навыками рисования. Учитель показывает, как правильно держать карандаш, как проводить линии, смешивать краски. Умение видеть цвет и оттенки необходимо в химии при наблюдении за ходом реакции, при наведении колера малярам, в полиграфии. Процесс выполнения рисунка –это труд. Каждый день я слышу: «У меня не выходит!» Преодолеваем и достигаем успеха (например: 7 класс)

6. Необходимо развивать образное мышление, зрительную память и воображение. Ставя своей задачей развить творческие способности уч-ся, я вырабатываю правильную методику работы : ТВ. работой школьника надо руководить и направлять. Часто даю задания, связанные с реальность, но несущие в себе элементы фантазии и воображения, творчества. Поддерживаю способности к восхищению и удивлению. Эйнштейн считал, что если бы люди сохранили эту способность до конца жизни, то было бы совершено ещё много открытий.

7. И наконец, школьника знакомятся с выдающимися произведениями и их творцами. Это беседы в лёгкой доступной форме, с помощью средств ТСО.

Итог:

положительная динамика образовательного процесса по изобразительному искусству;

создание детской галереи;

призовые места на конкурсах различных уровней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: