Об организации уроков чтения

Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать задачи: совершенствование навыков чтения и речи учащихся, пробуждение интереса к чтению и воспитание интеллектуального читателя, нравственное воспитание. На практике мы не всегда наблюдаем решение поставленных на уроке задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтении.

Наиболее распространенные недостатки:

отсутствует ясная и логически правильно определённая цель урока, к осуществлению которой должен быть направлен весь урок;

уроки проводятся по шаблону стереотипному для данного учителя плану;

дети не заняты непрерывным, целенаправленным умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут решению конкретной цели урока, не обучают более новым и сложным приёмам работы;

многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащегося;

не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая программное требование – «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом», – учитель не оставляет времени для систематической работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления и воображения;

воспитательная работа не всегда идёт от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;

урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения.

Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке главным будет выяснение идеи произведения. Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Например:

Н. Артюхова – «Большая берёза»: мама поймёт свого ребёнка лучше других и всегда придёт на помощь.

К. Паустовский – «Подарок»: природа и люди живут по своим законам.

К. Паустовский – «Прощание с летом»: русская зима прекрасна так же, как лето.

Л. Толстой – «Прыжок»: самообладание и находчивость – необходимые качества человека.

К. Чуковский – «Городок в табакерке»: во всём всегда должен быть порядок.

Когда учитель определит тему и идею произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная цель урока. Воспитательную цель чтения на уроке трудно определить как достижение законченного результата. Воспитание убеждений, нравственных качеств и норм поведения – длительный процесс. Нельзя путём чтения одного произведения (Например, В. Осеева «Синие листья») «воспитать чувство дружбы и товарищества», но можно дать детям конкретное образное представление о том, как не поступают настоящие товарищи. Поэтому лучше формулировать цель урока не как законченный результат, а как один из этапов воспитательной работы. Например, возбудить интерес к труду мамы, напомнить, что маме надо помогать, о ней надо заботиться (Е. Благинина «Посидим в тишине»); дать детям самим решить, что такое настоящая храбрость(Н. Артюхова); вызвать чувство уважения к пытливым, любознательным людям(В. Одоевский «Городок в табакерке»).

Тематическое распределение материала в книгах для чтения помогает определить направления работ над радом произведений, а на каждом уроке учитель ставит конкретную цель соответственно материалу чтения.

Для правильного выбора цели урока необходимо, во-первых, глубоко понять идейную направленность произведения, во-вторых, представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

Но есть в уроке и целевая направленность в развитии учебных навыков. Она определяется, во-первых, требованиями программы для данного этапа обучения и, во-вторых, особенностями произведения, которые позволяют его использовать для выполнения конкретных программных требований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: