Об одном стихотворении АС Пушкина

Об одном стихотворении А. С. Пушкина.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…»

А. С.Пушкин

План

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу,

И милость к падшим призывал.»

Стихотворение «К морю» — одно из лучших лирических произведений А. С. Пушкина.

«К морю» — итоговое произведение южного периода деятельности Пушкина.

Образ моря в стихотворении.

Лиричность самого поэта в стихотворении.

Главная тема стихотворения.

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье, иль тиран.

«К морю» — высший и заключительный аккорд романтической поэзии А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин – любимый, читаемый и почитаемый поэт как у себя на Родине, так и за её пределами. Он вошел в историю как певец свободы, патриот своего народа, прекрасный и благородный русский человек, всю свою недолгую и трудную жизнь отдавший служению народу. Его поэзии ничто человеческое не чуждо. Она напоминает нам о великих богатствах русской души, о свободолюбии, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. Она поражает нас гармонией, музыкальностью, простотой, какой – то завораживающей пластичностью своего стиха. Пушкин писал о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой. А волновали поэта острейшие проблемы того времени, на которые многие писатели закрывали глаза. Против жестоких законов, общественных отношений, основанных на неравенстве и жажде наживы, свирепого произвола, отсталости народа, самодержавия смело выступает Пушкин в своих работах. Свои впечатления о жизни землевладельца и барина выразил поэт в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Свобода, воля, вольность – эти слова, пожалуй, чаще всего повторяются в пушкинских произведениях. Бесконечные оттенки смысла и содержания этих слов, но главный, сокровенный их смысл всегда одинаков, как и в стихотворении «К морю».

«К морю» — это одно из лучших лирических произведений А. С. Пушкина. Оно, на мой взгляд, является итоговым произведением южного периода его деятельности. Когда поэт надеялся ещё на исключительную, избранную личность и верил, что благодаря её усилиям можно изменить мир, уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.

Здесь Пушкин прощается с югом, с морем, с романтизмом. Море для него – символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной пылкому и страстному, благородному и чистому духу самого поэта. Море полно скрытой силы. Оно подчиняется только своему природному закону, только своей прихоти:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его – «грустным», «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей близок только вольный дух человека.

Свойства человеческой личности непосредственно связываются с качествами «свободной стихии». Человеку тоже присущи и «гордая краса», и «своенравные порывы», и мощь мысли и чувства. Таковы великие исторические личности: Наполеон и английский поэт Байрон.

В полном соответствии и гармонии со стихией в стихотворении выступает личность самого поэта. Поэт готов к подвигу, готов нести людям свет правды. Но пустынная стихия моря противостоит другой пустыне – земному миру, в котором нет уже ничего родственного гордому и одинокому поэту. Свободной волей оказывается, наделен только поэт, хранящий стихию вольности. Пушкин дает обещание и впредь не забывать чувство свободы, которое обогащено в нем встречей с морем:

В леса, в пустыни молчаливы,

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Однако в стихотворении содержится не только восхищение свободой. Едва мысль поэта коснулась людского мира, как возникли тревожные строки:

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Той стихийной вольности, что свойственна морю и душе поэта, нет в действительности. Земля полна несправедливости и нет на ней свободы простому человеку, свободы народу. Здесь царствуют свои законы:

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье, иль тиран.

В этих строках слышится страстное ожидание свободы. Народ скучает по свободе. Слово свобода включает политическую и духовную свободу от рабства и от сословных, национальных и других предрассудков. Но порыв к свободе остаётся неосуществленным, не приводящим к устранению ни «просвещенья», ни «тирана».

И это не случайно. По моему мнению, этим Пушкин хотел сказать, что массы еще не готовы добиваться свободы через борьбу. Пока, кроме стихийного бунта, народ ни на что не способен. Народ патриархален, неграмотен и отстал, и его нужно просвещать, напряженно и кропотливо готовить к борьбе, не жалея ни себя, ни других. Как раз этому и посвятил свою жизнь Пушкин.

А в стихотворении «К морю» решение этой задачи только началось. «К морю» — это одна из капель могучего океана пушкинского творчества, изрядно подмочившая почву под ногами самодержавия, оставившая свой след как всякое его произведение. А все работы А. С. Пушкина, сам стих поэта с его ясностью, простотой и гибкостью, богатством и выразительностью произвел истинную революцию в русской поэзии. Стихотворение «К морю» завершает романтическую поэзию Пушкина. Оно является её высшим, самым полным образом, а вместе с тем и заключительным аккордом. Прощание с морем вместе с тем прощание с романтизмом. Пушкин шёл всё вперёд и вперёд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: