О скверном и святом

Урок по русскому языку в 10 классе.

Тема: “О скверном и святом…”

Учитель: Сердюкова О. А.

МОУ СОШ с. Селезниха.

Цели:

• показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);

• развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

• воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

Оборудование: cборник стихов Э. Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова “О скверном и святом” , цитаты из Послания апостола Иакова), видеозапись фрагмента передачи «Тайна русского слова», иллюстрации матери с младенцем, Боровиковский «Матерь с младенцем в окружении ангелов», запись темы и эпиграфа урока на доске.

Тип урока: урок-диалог.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А. С.Шишков

1. Легенда о языке

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

Работа с эпиграфом. Кратко о А. Н.Шишкове.

Адмирал и госсекретарь, министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.

– Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица –

Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие, скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА – ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

– Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф. М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

– Сообщение ученика о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена, но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же, на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами. Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный – значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).

Э. Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В. Ирзабекова

(ТВ канал «Радость моя», передача 23)

9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль – слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

– Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

– Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

– Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т. д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого.

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: