О самообразовании

О самообразовании

Нефедова В. И., Зубкова В. В.

МБОУ «СОШ №40»

Учитель учится всю жизнь – это известная истина. Результат педагога не сразу виден. Чаще всего он проявляется в личностных качествах обучающихся некоторое время спустя.

По определению А. В. Луначарского, учитель – человек формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, объективного постоянного самоанализа и систематической работы по самосовершенствованию.

Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование, которое направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Нельзя передавать свои мысли и чувства другому человеку, но можно возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самообразованию. Необходимость непрерывного повышения педагогического мастерства диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, её социальной ролью, с другой стороны, постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности, ее способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования: курсы повышения квалификации, семинары, заседания методических объединений; индивидуальная самообразовательная работа с помощью средств массовой информации, компьютера, библиотек, исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специальных подготовленных программ. Их структура и содержание зависят от уровня и характера исследований, поставленных целей и задач. Как правило, учителя определяют для себя на год тему самообразования. В программе самообразования выделяют три этапа: подбор литературы и осуществление практической, в том числе опытно-экспериментальной работы; доклады и выступления; публикации из опыта работы, участие в научно-практических конференциях различного уровня (от региональных до международных).

Хочется вспомнить отрывок одной письменной работы школьницы, процетированный на конференции:

«Где-то я прочитала, что врач, прежде, чем прикоснуться к ребенку, должен согреть руки, а учитель – душу. К этой работе, как ни к какой другой, должно лежать сердце. Учитель –это человек, который всего себя должен отдавать детям, быть готов помогать людям. У него должна быть высокая квалификация. Ведь от него зависит наше будущее».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: