О самообразовании педагога дополнительного образования

О самообразовании педагога дополнительного образования.

Артеменко М. Ю. методист МБОУ ДОД «ДДТ» п. Пурпе

Превратить самообразование в жизненную потребность каждого человека и научить всех трудящихся методам самообразовательной работы, — было заветным желанием Н. К.Крупской.

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала», так в педагогическом словаре определяется понятие «самообразование».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». А. Дистервег

Самообразование нацелено, прежде всего, на овладение теми знаниями и умениями, которые обеспечивают педагогу успешное выполнение своих функций. Оно связано с другими формами повышения профессионального уровня педагога дополнительного образования, но занимает в их системе особое место. Самообразование позволяет учесть насущные нужды конкретного педагога и целенаправленно совершать мастерство воспитания.

Как же педагог должен подходить к выбору темы для самообразования?

Во-первых, он может сформулировать тему сам. Сообразуясь с собственными потребностями в совершенствовании своих педагогических знаний и практических умений.

Во-вторых, педагог может определить её с учетом той примерной тематики и перечня, которые имеются в городских, районных кустовых методических объединениях педагогов. Тему для самообразования можно выбрать и ориентируясь на примерную тематику и перечень, которые даются в различных рекомендациях по педагогическому самообразованию. Исходя из собственных интересов, потребностей и возможностей, педагог останавливает свое внимание на одной из перечисленных в перечне тем и работает над ней в течение определенного времени (чаще всего 1-2 года).

В-третьих, темой самообразования может стать одна из тем курсовых заданий, которые даются в институте усовершенствования педагогов на годичных, целевых курсах и проблемных семинарах. Как показывает опыт, наиболее рациональным подходом к педагогическому самообразованию следует считать программно-тематическую проработку теоретических и методических вопросов педагогической науки и практики. Выбрав тему для самообразования, педагог должен подумать и об источниках, которые он будет изучать. Список литературы не должен быть большим, но в нем должны быть предусмотрены те работы, которые раскрывают намеченные для изучения вопросы.

Чтобы оценить ход работы по педагогическому самообразованию и степень усвоения знаний после изучения литературы по теме, целесообразно наметить вопросы для самопроверки и самоконтроля. Ответы на них помогут педагогу продумать педагогические ситуации, которые возможно создать в объединении. Добиваясь определенных результатов в самообразовании, руководитель должен видеть и практические результаты этой работы.

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Повышению уровня педагогических, психологических, социальных знаний педагога и, следовательно, его педагогического мастерства способствуют педагогические советы, методические объединения, научно-практические конференции, на которых рассматриваются важнейшие вопросы воспитания обучающихся.

Планы самообразования рекомендуется утверждать на заседаниях соответствующих методических объединений.

Не вызывает сомнения, что оптимизация самообразовательной деятельности педагогов дополнительного образования будет способствовать повышению эффективности воспитательного процесса в ОУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: