О привитии интереса к изучению английского языка Из опыта работы

О привитии интереса к изучению английского языка.

«Художнику; чтобы создать картину, недостаточно обладать талантом. Он должен владеть мастерством, Одним из секретов мастерства учителя является умение привить интерес к предмету…»

В. И. Пассов.

Международные связи нашей страны в последние годы значительно расширились не только на уровне государственных органов, но и по линии контактов предприятий, учебных заведений, общественных и других организаций, отдельных лиц. Народная дипломатия вносит весомый вклад в смягчение международной напряженности, ликвидацию последних очагов холодной войны и взаимного недоверия.

По мере того, как наше общество становится все более открытым, растет спрос, остающийся пока неудовлетворенным, на людей, свободно владеющих иностранным языком. Привитие интереса к изучению иностранного языка и приобретение глубоких и прочных знаний является важным звеном в учебном процессе общеобразовательной школы.

Привитие интереса к изучению английского языка – это не только проблема, над которой я работаю, но и главная моя цель в трудовой деятельности. Обязанностью учителя, я думаю, является поиск ключика к каждому ученику, умение влюбить ребят в свой предмет и постараться, чтобы ученики спешили на урок, забыли, что это урок, находясь на нем, мыслили, думали, чувствовали, сопереживали вместе со старшим товарищем, то есть учителем. А для этого хочу повторить прописную истину, которая стала для меня правилом №1 : перешагнув порог школы, я забываю о том, что меня волнует дома, напрочь вычеркивая переживания, связанные с экономической жизнью страны и т. д., а погружаюсь полностью в атмосферу Детства, то есть чистоты, доверия, радости и добра. Улыбка – мой верный спутник. Разве я могу обмануть надежды любознательных детских глаз, разве не совершу преступления, увидев в глазах ребенка затаенную боль, отчаяние или просто испуг, не попытаюсь ненавязчиво узнать и помочь, чтобы ребята научились чувствовать, сопереживать, сотрудничать, думать и справляться с трудностями.

От учителя зависит очень многое, если не все, в том смысле, полюбят ребята предмет или нет. Ведь когда мы берем учащихся в младших классах, интерес ребят к иностранному, в моем случае – английскому языку, настолько огромен, что самих учащихся я бы сравнила с пластилином, а учителя с мастером. И от того, каков мастер, зависит, будет ли интерес к изучению английского языка прочным и все время в динамике, т. е. развивающимся, или же он потухнет, как огонек, который не смогли разжечь. Я полностью согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского: «Воспитывает, обучает не метод, не учебник, а личность и только личность учителя», — и добавила бы «и прививают любовь, интерес к иностранному языку».

И опять приведу замечательные слова Сухомлинского, что настоящий учитель «готовится к своему уроку всю жизнь».

Я люблю использовать нетрадиционные формы уроков: урок — портрет, урок — экскурсию, урок — путешествие, урок — консультацию, урок — телемост, урок — соревнование, урок — концерт. А для этого я забываю, что я учитель и иду на уроки не только к своим коллегам – учителям иностранного языка, а на рабочие, и тем более открытые уроки литературы, русского языка, математики. И как много беру для себя нового и интересного на этих уроках, делаю целые открытия и, непременно стараюсь попробовать интересный опыт на своих уроках.

Интересны уроки-концерты. Такие занятия я провожу в конце четверти или даже полугодия, когда полностью изучена тема, ребята владеют необходимой лексикой. Урок-концерт можно посвятить времени года и использовать стихи и песни о выбранном времени года, красочный монолог, презентацию о достоинствах именно этого времени года, загадки, пословицы, поговорки, высказывания, игры. Не менее интересно проходит урок-концерт, посвященный творчеству какого-либо поэта. Можно его провести к дате рождения поэта и готовить как творческий вечер. Здесь неотъемлемой частью является ролевая игра, когда учащиеся будут выступать в роли певцов, артистов, зрителей, музыковедов. Урок-концерт не мыслим без опережающих заданий, творчества учащихся, то есть здесь необходимы иллюстрации к произведениям, знание стихов, прозы, песен, отрывков прозы наизусть, инсценировки, литературные и ролевые игры, музыкальное сопровождение, желательны декорации. Речь учащихся должна быть очень выразительной и эмоциональной. Здесь могут использоваться и фильмы, записи, голоса поэта и его произведений, мультимедия.

Урок-концерт – это огромная работа над языковыми возможностями учащихся; ребята только тогда оценят и полюбят такой урок, когда будут хорошо владеть лексикой, то есть будут всё понимать, когда они сами будут активными участниками, а не наблюдателями, когда урок принесет эстетическое и моральное удовлетворение, то есть обогатит учащихся новыми интересными и полезными знаниями.

Одной из интересных форм урока является урок-соревнование. По сути, урок-соревнование – это игра, а играть любят все, хотя иногда просто не признаются в этом. Урок-соревнование прекрасно проходит во всех классах. Такой урок я провожу на обобщающем повторении, когда хочу повторить и закрепить учебный материал, ввести дополнительную информацию, расширить знания учащихся и проверить их способности в самостоятельной работе. Урок-соревнование дает простор фантазии учителя и учеников. Здесь проявляются, как индивидуальные способности ребят, так и широкие возможности провести парную, групповую работу. На уроке развивается языковая догадка учащихся, навыки устной речи, навыки аудирования, выразительность и техника чтения, закрепляется лексика и грамматический материал.

Интересна и такая форма урока, как урок-портрет, на котором учитель прививает учащимся любовь и уважение не только к английскому языку, но и к культуре английского народа, её духовным ценностям, литературы, искусству, истории. Здесь в первую очередь учитель должен много знать о человеке, чей устный портрет должны нарисовать учащиеся, чтобы увлечь и заинтересовать их. Учитель должен продекламировать несколько наиболее ярких его произведений и найти наиболее удачные переводы (если речь пойдет о поэте, писателе) и иллюстрации, предложить учащимся создать презентации и защитить их. Учитель ненавязчиво подводит ребят к итогу: почему они познакомились с творчеством именно этого человека и действительно его можно отнести к величинам мирового значения. Вывод должны сделать сами учащиеся, привести примеры, уметь доказать свою правоту. Здесь уместны и высказывания знаменитых людей друг о друге. И дискуссии ребят. Их личное мнение и отношение, анализ стихотворений или отрывков прозы, отдельных произведений, отрывков из жизни, музыкальное сопровождение. Учащиеся стараются сами нарисовать портрет полюбившегося писателя или поэта.

Развивает интерес учащихся к предмету элемент урока-загадки. Учащиеся любят не только угадывать, но и сами составлять загадки.

Трудно преувеличить роль музыки на уроках английского языка, именно она, царица прекрасного, донесет до сердец учеников любовь и ненависть, грусть и радость, и злодейство. Особенно часто я использую классическую, а именно органную музыку Баха, Бетховена, Чайковского, Спендиарова. Под такую музыку прекрасно звучат стихи великих английских поэтов.

Невозможно представить себе урок английского языка без игр и игровых моментов. Играть могут все. Игра помогает усвоить и закрепить лексику, а если проводить урок-игру, то возрастает работоспособность учащихся на уроке, эмоциональный настрой, познавательный интерес. Главным элементом игры является игровая роль. Игра – это эмоции, активность, внимание, воображение с мышлением. В игре предлагаются ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни.

Школьникам нравится выступать в ролях учителя и корреспондентов, критика и сказочных персонажей, родителей и даже неодушевленных предметов.

Культуроведческие загадки, ресурсы, при выполнении коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых проектов следует обращать внимание на культуру дискуссионного общения. При социокультурном образовании школьников обращаю внимание на развитие общекультурных умений сбора, систематизации культуроведческой информации, умений общаться друг с другом, умение сотрудничать с товарищами.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках английского языка часто использую их на своих уроках тесты, так как они обогащают знания ребят по грамматике и страноведению и углубляют лексические знания, при подготовке к ГИА и ЕГЭ; учащиеся индивидуально и в группах составляют тесты.

«Ученик должен учиться победно», — говорит Шаталов, и я стараюсь создавать на своих уроках ситуацию успеха, развивать способности каждого ученика, добиться, чтобы школьники поверили в себя и свои знания и стремились познать интересное, ищу новое, потому что если учитель перестает искать, пробовать, учиться, пытаться поставить себя на место своего ученика и радоваться каждой минуте общения с ним, то он умирает, как учитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: