О повышении мотивации к изучению английского языка методом использования музыки и песе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Начальная школа – детский сад

«О повышении мотивации к изучению

английского языка

методом использования музыки и песен»

Из опыта работы

Подготовила

преподаватель

Шульгина Елена Викторовна

2012

Обширный и очень ценный материал для приобщения учащихся к духовному миру народа страны изучаемого языка, к осознанию его идеалов и мировоззрения дает музыкально-поэтический фольклор как особая область народного творчества, характеризующаяся разнообразием жанров и активной включенностью в повседневный быт носителей языка.

Аутентичная песня, являясь продуктом коллективного, художественного музыкально-поэтического творчества народа, отражает своеобразие культуры своих создателей, их эстетические запросы, внутренний мир людей, идеалы, нравственный облик, мировоззрение, представляя, вследствие этого, ценный в методическом отношении материал для обучения ИЯ и подготовки учащихся для вступления в диалог культур. Многообразный и сложный мир человеческой жизни предстает в фольклорном музыкально-поэтическом произведении цельным, относительно простым и обозримым в своих существенных особенностях. Воспринимая этот мир, учащиеся приближаются к пониманию менталитета носителей языка, переживают родственное создателям такого рода произведений мироощущение, обогащают себя новыми взглядами, идеями, чувствами, учатся ценить высокохудожественную форму отражения действительности. Известный венгерский композитор и педагог 3. Кодай, активно пропагандировавший включение фольклорной песни в учебную деятельность учащихся, рекомендовал при выборе вокально-хорового репертуара исходить из мироощущения и души ребенка и не навязывать ему песни с явными дидактическими и морализующими текстами, положенными на невыразительную и «сухую» мелодию. Он призывал знакомить учащихся только с высокохудожественными музыкальными произведениями, способствующими воспитанию эстетических вкусов и потребностей детей, называя это «профилактической прививкой» против низкопробной музыки. И это вполне обоснованно, так как в песенных традициях живут чувства многих веков в отшлифованной до совершенства форме, воплощенные в образной поэтике текстов и в простой для исполнения, но запоминающейся своей красотой мелодии. Отечественный композитор Б. В. Асафьев, высоко ценивший народное музыкальное творчество, справедливо отмечал, что лучшие народные мелодии потому так долго живут, не теряя силы своего эмоционального воздействия на последующие поколения, что «они выдержали длительный отбор и шлифовку, и что в них сконцентрирована в вековом опыте испытанная и накопленная песенная энергия» .

Включая аутентичную фольклорную песню в содержание обучения ИЯ и используя ее на уроке, необходимо помнить, что песня является произведением не только поэтического, но и музыкального творчества.

Неразделимое единство слова и музыки предусматривает наличие равноценного внимания как к поэтическому, так и к музыкальному компонентам фольклорной песни. Очень важно, чтобы в содержание обучения включались произведения музыкально-поэтического фольклора, которые обладают богатым образовательным и воспитательно-развивающим Естественно, это связано с проблемой отбора таких произведений. С этой целью были разработаны критерии отбора музыкально-поэтического фольклора, следование которым оказывает мне как учителю английского языка значительную помощь при выборе той или иной аутентичной песни. Критерии, по которым я отбираю музыкально-поэтические произведения:

Музыкальный компонент:

•яркая и запоминающаяся мелодия;

•наличие четкого ритма, облегчающего воспроизведение песни;

•соответствие этапу обучения.

Поэтический компонент:

•соответствие психическим особенностям учащихся;

•доступность языкового материала;

•наличие социокультурной информации;

•возможность использования при обучении различным аспектам языка и видам речевой деятельности;

•воспитательная ценность.

Яркая и запоминающаяся мелодия является не менее существенным фактором, который следует учитывать при выборе песни. Мелодию, одно из основных средств музыкальной выразительности, называют «душой» музыки. Являясь важнейшей основой музыкального произведения, главным носителем содержания музыки, мелодия способна воплотить самые различные образы и состояния: печаль, радость, смятение, гнев и т. д. и вызвать чувственно-эмоциональное сопереживание у учащихся, являясь при этом катализатором многих мыслительных процессов и основным мотивационно-побудительным стимулом при работе с песней.

Что касается объема музыкального произведения, данные характеристики песни должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и не представлять особой трудности для исполнения.

Требования к поэтическому компоненту фольклорной песни предусматривают в первую очередь соблюдение критерия художественной ценности произведения. Следует отметить, что песенный материал, используемый в практике обучения ИЯ, составляют различные вокальные произведения, но не все они являются подлинно творческими, художественными. Однако учитель ИЯ должен понимать, что автор любого вокального произведения, включаемого в содержание урока, является не только его создателем, но и участником развития эмоциональной и когнитивной сфер учащегося. Он выступает как носитель ценностных ориентаций, которые воплощаются в произведении, доносятся до школьника и начинают влиять на его сознание изнутри, управляя поступками, эмоциями, реакциями, формируют его отношение к миру в целом, к социуму, к самому себе. Критерий художественной ценности, предъявляемый к отбору песенного материала, в эстетике и художественной критике предполагает наличие в этом материале следующих компонентов, которые имеют определенную значимость:

•тематический;

•идейный;

•стилистический;

•социально-эстетической действенности;

•творческой ценности.

Познавательная ценность произведения определяется наличием в нем этих компонентов, их соотношением с действительностью, а также степенью его идейно-философской насыщенности, благодаря чему возможны интерпретация значения имеющихся в произведении образов и анализ средств их художественного воплощения.

Поскольку музыкально – поэтическое произведение, включенное в содержание обучения ИЯ, также выполняет и особую социальную функцию, воздействуя на учащихся, то критерий художественной ценности может быть применим к любому песенному материалу. Следование этому критерию может помочь в отборе ценного в художественном отношении музыкального материала, который будет способствовать не только формированию социокультурной компетенции учащихся, но и их общему развитию и воспитанию, формируя при этом эстетический вкус.

Критерий художественности пред-полагает также в поэтическом тексте фольклорной песни наличие различных средств художественной образности, с помощью которых раскрывается основное смысловое содержание песни, показываются душевные переживания героев. Безусловно, наличие стилистических фигур усиливает художественную выразительность поэтического текста, эмоциональность его звучания, благодаря чему у учащихся создаются яркие зрительные образы.

Поэтический текст песен, которые я включаю в репертуар для дошкольников и младших школьников, доступен им по эмоционально-образному содержанию, представляет интерес для учащихся, затрагивает их чувства, стимулирует фантазию.

Учет фактора возрастных особенностей и потребностей учащихся играет немаловажную роль при отборе музыкально-поэтического произведения.

Таким образом, содержание поэтического компонента призвано не только затрагивать чувства учащихся, вызывать эмоциональное сопереживание, но и иметь педагогическую направленность – воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности.

Поэтический язык текста музыкально-поэтического произведения, который я выбираю, соответствует уровню владения ИЯ учащимися и несёт социокультурную информацию, знакомя их с историей и культурой страны изучаемого языка, с традициями и обычаями, с образом мыслей носителей языка, их менталитетом.

Включение песенного материала, и особенно музыкально-поэтического фольклора, в обучение ИЯ предоставляет большие возможности не только для обогащения языковым материалом и культуроведческой информацией, но и для воспитания и развития учащихся. Следование вышеперечисленным критериям для отбора музыкально-поэтических фольклорных произведений не может не способствовать наиболее полной реализации заложенного в этих ценных аутентичных произведениях воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Песни, которые мы с детьми разучиваем, имеют яркую и запоминающуюся мелодию, небольшой объем и четкий ритм. Поэтический текст песен соответствует психическим особенностям учащихся начальной школы, создает определенные чувственные образы. Эти песенки соответствуют возможностям детей, имеют яркую и запоминающуюся мелодию, небольшой объем и четкий ритм. Поэтический текст песен знакомит учащихся с шуточными историями из жизни разнообразных персонажей, с особенностями природных явлений, с игровыми сюжетами, мечтами и реалиями.

Но, я считаю, что успех реализации заложенного в песне образовательного потенциала во многом зависит от методически грамотной работы с ней. Можно предложить следующую последовательность работы с песней.

Алгоритм работы с музыкально-поэтическим произведением

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: