О патриотизме

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ

С чего начинается Родина?

В плане воспитательной работы с учащимися есть обязательный раздел – патриотическое воспитание. Большинство педагогов ограничиваются беседами, в лучшем случае – проведением классных часов о героях войны и труда. Это, конечно, тоже необходимо. Но ограничиваться только этим, конечно же, нельзя. И вот почему.

Услышанное в классе сообщение о каком-то человеке редко кому запомнится надолго, а вот если это узнаётся вне школьных стен, то добавляются и впечатления, и то, что ребёнок увидел, и тогда…

Большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение мемориальных мест. Я отвожу

большое место именно экскурсиям.

Второй год я являюсь классным руководителем в 6 классе, и на первых же каникулах в 5 –м мы поехали в город-герой Волгоград. До поездки я рассказывала детям об обороне Сталинграда, показывала слайды, фотографии из своих прошлых поездок с другими детьми, поэтому школьники уже имели некоторое представление и об обороне города, и о Мамаевом кургане, и о Сталинградской панораме. Но когда они поднялись сами на Мамаев курган, когда услышали, что каждый квадратный метр его пропитан на 10 см кровью, а осколков от нарядов было столько, что не вмещались на этом квадратном метре, глаза у детей были не просто широко открыты от удивления: это были глаза, оценившие и цену победы, и мужество наших солдат и офицеров. В зале, где горит Вечный огонь,- тишина. Часовые стоят не шелохнувшись. И дети смолкли. Это ли не дань уважения?

Точно такое же восприятие увиденного я отметила у своих уже шестиклашек и в этом учебном году, когда привезла их в Москву на Поклонную гору. Рассказ экскурсовода о войне 1812 года, о которой они почти ничего не знали, о Наполеоне, ждавшем ключей от города, о жителях, сжигавших свои дома и покидавших столицу, просто потряс их. И как не гордиться народом, способным на такое!

Кто-то скажет: «Не все могут себе позволить такие поездки». Согласна. Но есть народная мудрость, что не обязательно ехать «за семь вёрст киселя хлебать». И у нас есть что показать, что посмотреть, что узнать. Самарской губернии уже более четырёхсот лет, а что дети знают о ней?

Спросила, куда ездили с родителями в Самаре, и ответы были прогнозируемые: вокзал, магазин, рынок. Только несколько человек сказали, что были в цирке, театре, кино, в развлекательном центре. В музее П. Алабина с родителями были двое!!!…

Организовала через турбюро однодневную автобусную экскурсию по городу с целью знакомства с его историей. Сначала убеждала родителей. Потом – детей. «Да что там делать?» — говорили многие. Но – убедила. Поехали. Сначала – экскурсия по ж/д вокзалу, подъём на скоростном лифте на смотровую площадку и – дух захватило. А экскурсовод «ведёт» по старой Самаре, показывает, откуда она пошла и как разрасталась. Показала границы Самары 19 века. И дети с удивлением замечают: «Как же здорово она разрослась!!!» И – гордость. За то, что они живую в Т А К О М крае.

Сколько же было удивления, когда они увидели дом, где жил во время Великой Отечественной войны композитор Дмитрий Шостакович, здание суда, в котором работал В. Ленин, издательство, где трудился Максим Горький… «Так вот он какой, мой край!!!» — мысленно так или почти так думал каждый школьник. И патриотизм воспитывается не нотациями, а восхищением и гордостью за свою землю, за людей, которые отдали свои силы или даже жизнь, чтобы потомкам жилось лучше.

На обратном пути, когда расстались с экскурсоводом и сели в электричку, разговорам не было конца. Но больше всего мне запомнились слова Влада: «Вот дурак. Не хотел ехать. Хорошо, что мамка заставила. Я даже не подозревал, что у нас в Самаре так много интересного». Все с ним согласились и тут же попросили ещё съездить так же, с экскурсией, но чтобы побыть подольше. Хотя бы дня два. На том и порешили.

И вот наступили весенние каникулы, которых ребята ждали с нетерпением: ещё бы!!! Мы едем в Самару на два дня. С ночевкой в гостинице!!!

Как всегда, гид «Робинзон-тура» уже на месте. Садимся в автобус и…

Первый день у нас был «патриотический»: Самара времён гражданской и Великой Отечественной войны. Спросите у старшеклассников, много они знают о белочехах и их мятеже, как этот мятеж отразился на самарцах? Что знают о М. Фрунзе? Может, кто-то что-то читал… Но когда экскурсовод показывает музей им. Фрунзе, рассказывает, что тот знал 9 иностранных языков, что его военные труды и сейчас изучают курсанты военных училищ, восприятие совсем другое.

Большое внимание уделяет экскурсовод гражданской войне как трагическому явлению в жизни страны. «В такой войне,- говорит она, — нет победителей. Есть только жертвы». А потом, рассказывая о Колчаке, талантливейшем военачальнике начала ХХ века, показывает, что именно гражданская война развела по разные стороны баррикады умнейших людей России — Фрунзе и Колчака.

И вот автобус останавливается на площади Куйбышева. Здание театра оперы и балета видели все, и не по одному разу. Казалось бы, что здесь интересного? Но рассказ о главном параде страны в ноябре 1941 года затмевает возникшие было вопросы, и школьники уже другими глазами смотрят на казалось бы знакомую площадь. А потом они увидят её ещё раз. На документальной плёнке военного времени в музее – бункере И. Сталина.

Построить ТАКОЕ сооружение – уже подвиг. А его построили, и именно в Самаре. Как же не гордиться родным краем, в котором столько замечательного. И школьники гордятся, а чувство патриотизма вливается в их души не назойливыми нотациями, что надо любить свою Родину, а вот так, показывая дела и подвиги наших предшественников.

Когда автобус подошёл к известному многим монументу, на котором стоит самолёт военного времени, некоторые дети сказали, что видели его, когда проезжали с родителями на машине в оптовый магазин. Больше они не знали ничего. И вот перед их мысленным взором разворачивается трагедия: подбитый немцами самолёт падает на болотистую местность в Карелии. Бортстрелок убит. Лётчик с большим трудом добирается до своих. Самолёт брошен на территории, занятой врагом.

Кончилась война, и волонтёры находят останки подбитой машины. Узнают, что собрана она была в Самаре, и именно в Самару (тогда Куйбышев) доставляют боевую машину. Восстановить? Но такие уже не выпускаются. Документация не сохранилась. И находится человек, который в годы войны собирал такие самолёты. Он решил сделать всё по памяти. И сделал. Сколько было восторга в глазах детей, когда они услышали, что на открытии этого памятника были конструктор самолёта, его «реаниматор» и лётчик.

Много интересного, а главное, познавательного узнали школьники о родном крае, о его людях. И не обязательно ехать далеко, надо сначала привить детям любовь к той земле, где они выросли, научить ценить созданное их предшественниками, мир, ради которого пролито много крови.

Каждый музей – это сокровищница. Но особая сокровищница – музей в Самарской Духовной семинарии. Нам повезло: мы попали в него в тот момент, когда там выставлялась книга начала семнадцатого века, изданная в Самаре!!! Постоянно она находится в Санкт-Петербурге, а у нас была «в гостях». Сколько гордости было в голосе семинариста-экскурсовода Виктора, который предлагал сравнить другие древние книги с «нашей». Она была оформлена лучше всех. А на экране висевшего на стене монитора листались страницы этой же самой книги, но в электронном виде. Я слышала, как дети говорили друг другу: «Наша лучше всех». И это опять гордость за свою землю, за её людей.

Наверное, многие взрослые слышали о необычном человеке Григории Журавлёве, который жил в Самарской губернии, в Утёвке, в 19 веке. Но для детей это было открытие: как человек, родившийся без рук, сумел создавать настоящие шедевры, держа кисть в зубах!!! И тут же иконы, созданные художником. А экскурсовод подводит к мысли, что если человек захочет, он сумеет найти своё место в жизни.

Патриотами не рождаются. Ими становятся. И большую роль в этом становлении может сыграть учитель, который проводит не только беседы, но и организовывает экскурсии, благодаря которым дети расширяют свой кругозор, пополняют лексикон, получают положительный заряд эмоций и, конечно, впитывают информацию об истории страны, её замечательных людях, о патриотах, не жалевших себя ради будущих поколений, а следовательно, чувство патриотизма постепенно входит в их сознание, и можно надеяться, что многие из них вырастут настоящими патриотами родной земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: