О новых технологиях в обучении

Мы обучаем, развиваем, ищем.

(Из опыта работы по дидактической системе «ШКОЛА 2000…»).

Митина Е. П., учитель географии, МОУ СОШ №17 г. Подольск МО

России нужны думающие люди, умеющие самостоятельно мыслить, автономно из лабиринтных ситуаций находить выход. Чтобы обрести такой потенциал, такую интеллектуальную элиту, мало следовать лучшим традициям отечественного образования, нужно искать новые подходы к обучению, к подготовке таких кадров.

На мой взгляд, программу «Школа 2000…», можно отнести именно к таким новым подходам в обучении учащихся. Ведь, обучение в школе по технологии деятельностного метода носит более естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия.

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках математики, а также по другим учебным предметам, системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Все эти способности составляют очень важное умение – «умение учиться».

Более того, в системе на основе деятельностного подхода осуществлён синтез новых идей и одновременно учтено всё лучшее, что было накоплено в традиционной школе. В основу этого комплекта положены такие педагогические принципы, как:

а). личностно-ориентированное обучение (адаптация, развитие, психологический комфорт);

б). деятельностно – ориентированное обучение;

г). культурно – ориентированное обучение.

Десятилетний опыт сотрудничества нашей школы с ассоциацией «Школа 2000…» (или «Центр системно-деятельностной педагогики») и полученные результаты психолого-педагогических исследований показывают, что методика образования по данной программе «Школа 2000…» подходит для всех детей!

Более того, программы и комплекты учебников «Школа 2000…» органично вписались в работу нашей школы. Ведь, по программе Петерсон могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные, т. к. в основе реализации программы обучения лежит принцип минимакса. Достаточно взять в руки любые учебники Петерсон Л. Г. (Петерсон 1 класс, Петерсон 2 класс, Петерсон 3 класс, Петерсон 4 класс, Петерсон 5 класс и т. д.), и можно увидеть, насколько логичен и последователен подход к обучению детей на любой стадии.

Работая по экспериментальной программе, мы понимали, что положительный результат далеко, не всегда гарантирован. И дело не только в том, что некоторые предположения оказываются ошибочными. Часто задуманное просто не удаётся осуществить из-за неблагоприятных условий: кадровых, материальных, ситуативных, морально – психологических и других. Но нельзя забывать, что отрицательный результат любого педагогического эксперимента или его части тоже социально ценен, так как избавляет других педагогов от необходимости проходить испробованный путь, что предупреждает от повторения ошибок и экономит силы и время.

Экспериментальная работа в нашей школе началась с курсовой подготовки учителей: сначала один учитель нашей школы, работавший в экспериментальном классе, прошла, углублённые курсы обучения на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и получила удостоверение учителя-методиста по данной программе. Следом на новые учебники начали переходить и другие учителя начальной школы. С каждым годом качество обучения в классах, работающих по комплекту учебников «Школа 2000…», увеличивалось (см табл. 1). В настоящее время более 80% учащихся школы обучены или обучаются по учебникам и программам «Школа 2000…».

Таблица 1

Качество обучения в классах, обучающихся по комплекту учебников «Школа 2000…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: