О необходимости развивающего обучения в географическом образовании

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Курбатова Елена Евгеньевна, учитель географии ГОУ СОШ№1234 ЦАО г. Москвы.

В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков. Студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов предлагаю ознакомиться с продуктивной инновационной методической системой, главная цель которой – формирование у учащихся ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции, обучение приёмам рационального учения. Методическая система состоит из трёх равноценных направлений.

Первое направление – это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении я разработала авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями» (утверждена 2002 году методической лабораторией географии МИОО).

Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.

Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников.

Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.

Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить главное и не распыляться на ненужные детали.

География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.

Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться систематически, только в этом случае у учащихся формируется активная жизненная позиция в целом.

Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.

Третье направление связано с организацией в школе “Клуба любителей путешествий” по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея – организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.

Надеюсь, что мой педагогический опыт и авторская инновационная методическая система помогут в работе начинающим педагогам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: