О молниях змеях собаках и прочем

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

(автор учебника – Плешаков А. А.)

Тема урока: О молниях, змеях, собаках и прочем.

Цели урока:

познакомить учащихся с понятием «опасные ситуации природного характера»;

познакомить с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать во время грозы, при общении с животными;

познакомить с некоторыми опасными грибами и растениями, которые могут нанести вред здоровью;

способствовать выработке умения правильно себя вести при чрезвычайных ситуациях природного характера;

воспитывать бережное отношение к своей жизни и к природе, находчивость и умение работать в группе.

Оборудование:

мультимедийная установка;

презентация «Опасные ситуации природного характера»;

карточки для групповой работы;

таблица «Ядовитые грибы»

рисунки с изображением ядовитых растений;

памятки с правилами поведения во время грозы, при общении с незнакомыми растениями и грибами, как избежать укусов животных, а также правила оказания первой помощи при первых признаках отравления и укусов животных;

таблички с названиями групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».

Ход урока:

Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

Введение в тему

А урок у нас будет необычный, он пройдёт в форме конференции. На уроке русского языка мы выяснили, что такое конференция. Кто из вас может объяснить значение этого слова?

(Конференция – собрание, совещание с целью обсуждения каких-либо вопросов, проблем.)

На нашей конференции вы, ребята, будете выступать в роли учёных. Обсуждать мы с вами будем взаимодействие человека с природой, будем учиться защищаться от природы. Да! Да! Я не оговорилась!

Мы часто говорим, что природу надо охранять и заботиться о ней, и это, безусловно, правильно. Но иногда людям приходится защищаться и от природы, так как она становится порой опасной. Об опасных ситуациях природного характера и пойдёт сейчас речь.

Работа над темой урока

Опасные ситуации природного характера

Итак, не будем терять время и начнём нашу работу. Хочу представить рабочие группы, участвующие в нашей научной конференции: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».

Представители каждой группы подготовили небольшие сообщения о некоторых опасных ситуациях, касающихся их области изучения.

Предоставляю слово метеорологам.

1 слайд

Кафедра метеорологов

1 ученик

Мы, метеорологи, занимаемся изучением погодных явлений. И поверьте мне, многие из этих явлений могут быть очень опасными для здоровья и жизни человека, например, гроза, гололёд, метель. Я хочу рассказать вам об одном из них. Угадайте, о каком.

2 слайд

Сначала блеск,

Потом треск,

А затем плеск.

Что это? Правильно, гроза.

3 слайд

Блеск – это молния, треск – это гром, а плеск – это дождь.

4 слайд

Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молниями. А вы знаете, почему сначала сверкает молния, и только потом слышно гром?

(Это происходит потому, что скорость света больше скорости звука.)

Многие люди испуганно вздрагивают, заслышав раскаты грома. Однако, опасаться его нет ни малейших оснований, так как это только звук, а вот молнии следует бояться. Ведь молния – это мощный электрический разряд.

5 слайд

Сегодня на нашей конференции присутствует учитель физики, он покажет вам с помощью электрофорной машины, как приблизительно происходит электрический разряд, то есть молния.

(Показ опыта)

2 ученик

Молния – красивое, но, как уже говорили, очень опасное явление природы. Опасно оно тогда, когда соединяет небо и землю или небо и воду.

6 слайд

7 слайд

Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди.

Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома.

8 слайд

Познакомиться с этими правилами нам поможет учебник (стр. 23)

Чтение первого абзаца и 1 правила (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие).

9 слайд

10 слайд

Особенно опасными считаются лиственные деревья: дуб, тополь, верба, ясень, так как они содержат много крахмала и чаще остальных деревьев поражаются током.

Чтение 2 правила (Нельзя купаться во время грозы).

11 слайд

Если гроза застигла вас в водоёме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды, так как вода – хороший проводник электричества.

Чтение 3 правила (Нельзя находиться возле металлических предметов, например, металлических заборов, решёток, и прикрываться от дождя металлическими предметами: ведром, тазом и так далее).

12 слайд

Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, отойдите подальше от них приблизительно на 30 метров. Если же вы будете ехать на машине, остановитесь, закройте окна и двери, опустите автомобильную антенну. Даже, если молния ударит в корпус машины, вам ничего не грозит, ведь электрический разряд уйдёт в землю.

Чтобы защитить своё жильё, люди устанавливают молниеотводы.

13 слайд

14 слайд

Благодаря молниеотводу, дома вы находитесь в безопасности, если закроете все окна, дымоходы и входную дверь. Помните! Необходимо выключить все электроприборы!

15 слайд

А сейчас я хочу предложить вам посоревноваться в полученных знаниях. Каждой группе я дам карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: