О капризах и упрямстве

Консультация для родителей «О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» подготовила воспитатель высшей квалификационной категории ШИЛОВА Н. И.

Понятия «капризы» и «упрямство» очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

— в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

— выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу, и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают, как форма самозащиты.

Проявление капризов:

-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы

— в недовольстве, раздражительности, плаче

— в двигательном перевозбуждении

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

-период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев

-как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – вещь в полнее нормальная

— пик упрямства приходится на 2,5-3 года

— мальчики упрямятся сильнее, чем девочки

-в кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день, у некоторых детей — до 19 раз!!!

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями, поддавшихся нажиму со стороны ребенка ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

— не предавайте большого значения упрямству и капризности

-примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка

— во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете

— не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают

-будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении

— не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести

— истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотри, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребенку только этого и нужно

— постарайтесь схитрить, «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится

-исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета»

-спокойный тон общения, без раздражительности

-уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и ребенком, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить.

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

— достигнуто не своим трудом

— не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум)

— из жалости или желания понравиться

НАДО ХВАЛИТЬ:

— за поступок, за свершившееся действие

— начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения

-очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже

— уметь хвалить не хваля (попросить помощи, совета, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ, КОГДА:

— ребенок болен, испытывает недомогание или отправился после болезни, т. к. в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема

— когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном

— во всех случаях, когда что то не получается (когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки, и т. д.)

— после физической или душевной травмы (ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)

— когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д. , но очень старался

— когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны

-когда вы сами не в себе

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

— наказание не должно вредить здоровью

— если есть сомнения, то лучше не наказывать (вы не уверены, что проступок совершил ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать «на всякий случай» нельзя)

— лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием

— за 1 проступок – одно наказание (нельзя напоминать старые грехи)

— надо наказывать и сразу прощать

— если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что он наказан

— ребенок не должен бояться наказания

Конечно, использовать все правила и необходимые условии в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: