О чём ты думаешь седой ковыль

МКОУ «Ильмень – Суворовская СОШ»

Октябрьского муниципального района

Волгоградской области

О ЧЁМ ТЫ ДУМАЕШЬ, КОВЫЛЬ СЕДОЙ?…

Номинация: литературная работа – сочинение

Автор : Горбанёва Светлана Сергеевна, 10 класс.

2014

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце.

Сердце человечье!

Н. Заболоцкий.

Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему за Родину человек бывает готов отдать свою единственную жизнь? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет назад с непреодолимой силой?

Признаться, не часто мы задумываемся над тем, что для нас означает слово Родина. Родина большая и маленькая, та, что за твоим окном, и та, что у тебя в душе. Та, где ты проживешь всю жизнь, или, уехав оттуда, не вернешься никогда. У каждого из нас есть своя маленькая Родина – место, где впервые пошел в школу, откуда тебя проводили в большую жизнь. Там самая зеленая трава, самое голубое небо, самое ласковое солнце, туда тебя тянет душой, там тебя всегда ждут.

Российская глубинка – хутор Ильмень-Суворовский. Я родилась и выросла в прекрасном месте, окружающем любовью и защищающем меня.

Край казачий, родной-

Наша сельская местность,

Зеленеют луга, золотятся поля.

Он еще не обрел мировую известность,

Но для нас этот край – дорогая земля!

Знать и любить свой край, понимать язык зверей и пение птах малых, всматриваться и восхищаться великолепием цветка и крохотной букашкой, глубоко чувствовать красоту и гармонию природы – все это врожденные свойства человека.

Я люблю свой хуторок. Я не знаю, что такое вселенская любовь – по-видимому, она не достижима, как и любой другой идеал. Но отчетливо понимаю, что есть любовь к конкретному краю, любовь к людям, его населяющим, любовь к близким, детям. И эта любовь очень конкретна и естественна. Я не верю в абстрактных «граждан мира», всемирных бездомных, кочующих из страны в страну. Если они существуют, то мне их искренне жаль. Ведь разве можно жить без своей Родины?

Меня всегда удивляет одно обстоятельство. Жители этой маленькой территории, которых называют старожилами, всегда хоронят соплеменников в родовых могилах. Там, где человек родился, там он и предался земле. Умершего на чужбине казака родственники привезут на родовое кладбище, где он и обретет свое последнее пристанище. В этом обычае скрыт величайший смысл земного бытия человека, его духовная и генетическая привязанность к своей «малой родине». Слово «родина» имеет еще один, обычно упускаемый, аспект. Это слово содержит замечательный корень «род», который проявляется в таких словах, как «народ», «родник», «родственник», «природа».

Красива и печальна наша Сталинградская земля. Я люблю наблюдать, как меняется степь в разное время года. Зимой – белая от снега, летом – желто-зеленая, разноцветная. Выйдешь за село весной, ляжешь в траву, а рядом с тобой – голубые и желтые малыши – ирисы, кое-где алыми капельками по балкам горят россыпи тюльпанов и дикого мака. И за всей этой красотой наблюдает седой старик-ковыль.

…Давно это было. В те времена гудела степь от копыт коней ногайцев да татар-крымчаков. Стонала донская земля от горя бездыханного: угоняли степняки в полон людей русских, молодежь и детей малых. Вслед за отрядами татарскими бежали по дороге матери, пытаясь в последний раз взглянуть на своих кровинушек – дочерей и сыновей ненаглядных. Хлестали их камчой звери-нехристи нещадно, лошадьми топтали. Обезумевшие от горя и отчаяния, взбегали тогда матери на придорожные курганы, рвали в безысходности свои поседевшие волосы и голосили, голосили. А топом падали живыми снопами на курганскую землю и уже не вставали. С тех пор и одеты склоны степных холмов и курганов серебряным ковром волнующегося ковыля. Это седые волосы матерей наших взошли на их горючих слезах. Оттого и ковыль и волнист и мягок. А на вкус солоноват да горек. Ни один зверь, ни одна животина не осмелится употреблять в пищу эту святую траву. Ни один человек не рвет ковыль в букеты цветов – какая же от того радость? Ведь он – материнские, поседевшие волосы…

Ходит поверье о якобы «дурном» влиянии букета этих растений на обитателей дома, в котором оказались ковыли. Вероятно, появление этих поверий можно связывать со случаями повреждения органов слуха и зрения зерновками этого злака, приводящими к трагическим последствиям. Поэтому собирать это красивое в пору плодоношения растение в букет приносить домой у нас не принято –за грех почитается.

Что означает слово «ковыль»? Из толкового словаря Владимира Даля можно узнать, что название растения происходит от славянского корня и родственно словам «вилять», «ковылять», «колыхаться». Видимо, и наши пращуры испытывали те же самые ощущения, что и мы, их многогрешные потомки, попадая во власть степного простора, ветра, солнца и бездонного голубого купола неба. По-латински ковыль называется «Stipa», что переводится как «волос» или «пакля», очевидно, из-за шелковистых «перьев» – остей, свойственных плодам этого злака. Ковыли представляют собой многолетние плотнодерновинные засухоустойчивые растения с узкими и длинными листьями. Род ковыля насчитывает в своем составе свыше 300 видов, из которых более 60 встречаются на территории нашей страны. В пределах Волгоградской области в настоящее время зарегистрировано произрастание 11 видов этого рода.

Ковыль является редким растением флоры степей и включен в «Красную книгу» России и Волгоградской области.

…Помнится, моя бабушка рассказывала, что у подножия склонов, по опушкам нагорно-байрачных лесов, в степных западинах можно было встретить это удивительно-красивое растение. Все оттого, что в наших краях было много нетронутой целины, и именно на этих землях ковыль занимал огромные пространства от горизонта до горизонта. Еще ей почему-то запомнилась яркая сочная зелень молодой озими типчака, массовые заросли тюльпанов по склонам балок и пасущееся стадо совхозных коров, мерно жующих жвачку среди этого зеленого великолепия.

Мне тоже приходилось видеть степной простор в обрамлении седоусых ковылей, но эта картина, к сожалению, становится все больше и больше недосягаема открытому взору. Лишь в девственных уголках нашего края, где еще уцелели участки целинных нетронутых степей, можно встретить надменно качающий своими метелками величественно-седой ковыль, красные огоньки цветущих тюльпанов.

Мы живем в стране непрекращающихся реформ и нововведений. Растут города, открываются новые предприятия, усовершенствуется техника, а следствием этого являются большие площади распаханных и потом обрабатываемых земель. Этот процесс впоследствии может привести к полному исчезновению редких растений. Поэтому, чтобы сохранить остатки целинных степей, создаются заказники. Нижне-Хоперский и Усть-Медведицкий, Цимлянский и Щербаковский, Эльтонский и Донской – вот те природные парки, которые занимаются охраной ковылей. Донской имеет особую значимость, здесь сосредоточено их максимальное видовое разнообразие.

Там мрак и гул, обломки мифа,

Простор бескрайний, ковыли

Глухой и мертвой хваткой скифа

Хватают зори край земли.

Тот, кто хотя бы один раз видел ковыльную степь в полной ее красе, никогда уже не забудет щемящего чувства полурелигиозного трепета, которое возникает на открытом пространстве среди бескрайнего моря волнующегося седого ковыля, особенно на закате или восходе, в предвечерье или утренние часы, когда лучи солнца подсвечивают серебристо-серые перья и слабый ветерок почти беззвучно шелестит среди степных трав, словно шепчет о чем-то, хочет сказать и все никак не выскажет свою извечную древнюю тайну…

Когда же налетит шквалистый порыв перед грозой или подует степняк-суховей, заволнует ковыльное море и пойдет седым волосом вдаль, унося твою душу в бог весть какие края.

В русской литературе многие писатели и поэты не раз восхищались красотой, величием и таинственностью степи. Так с чувством огромной любви к донским степям писал М. Шолохов: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вздыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров. Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие закрытую казачью славу…

Низко кланяясь и по-сыновьи целуя твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!»

Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.

Поэтому глобальной проблемой в наше время является защита и охрана природы.

Необходимо создать такие условия, при которых редкие представители нашей флоры вроде ковылей и других видов будут иметь шанс сохранить и жить еще многие миллионы лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: