Нужно ли изучать роман АФадеева Разгром в школе Почему

Нужно ли изучать роман А. Фадеева в школе? Почему?

То, что школьный курс литературы непрерывно развивается и дополняется, не секрет. Литература сама по себе весьма динамична, и в школьную программу постоянно будут добавляться новые тексты, но никак нельзя исключать из программы произведения, раскрывающие страницы нашей противоречивой истории, затрагивающие «вечные» проблемы, поднимающие главные темы литературы минувших веков. Одной из таких тем в литературе ХХ века была тема революции и гражданской войны.

Сейчас для нас, живущих в ХХI веке и оценивающих события начала прошлого столетия через призму времени, гражданская война – братоубийственная. Это насилие, самосуд, грабежи, поиск ответов на вопросы: с кем я? за кого я? где правда? А ведь есть книги, в которых рассказывается о величии этой эпохи, о подвигах простых, сдержанно-суровых ее участников. Я говорю о книге А. Фадеева «Разгром». Стоит ли изучать роман Ф. в школе? Этот вопрос я решала на протяжении многих лет работы.

События, описанные в романе, происходят во времена гражданской войны Действий в романе немного, так как главное для автора – внутренний мир героев. Они живут «ближайшими, конкретными интересами» [1]: чем людей накормить, как за лошадью убрать… Однако герои вынуждены преодолевать трудности и проходить через испытания, делать выбор между добром и злом. И перед самым страшным выбором стоит командир отряда Левинсон: жизнь одного тяжело раненного Фролова (все же человека!) или сохранение «отряда как боевой единицы».

Тема гуманизма – центральная тема романа, поэтому нельзя обойти её при работе над произведением. По этой же причине в наше непростое время переоценки нравственных ценностей стоит хоть на один час вернуться к этому роману. Безусловно, в курсе лит-ры мы изучаем много произведений, где поднимаются проблемы нравственного выбора. Это и Толстой, и Достоевский, и Шолохов и др, но как – то тяжело дается понимание их современному школьнику. Может, пугает объем? Итог – никакого запаса практических знаний по проблеме при написании части С на ЕГЭ по русскому языку. Вот и осмелилась я сжать программу по лит-ре в 11 классе и включить в нее произведение А. Фадеева.

В своей практике я отвожу на изучение этого произведения один урок, которому даю проблемное название «Истинный» и «ложный» гуманизм? или гуманизм либо он есть, либо его нет». Воспитательная цель урока – формирование у учащихся гуманистического мировоззрения.

Урок начинаю с проблемного вопроса: можно ли оправдать убийство? Несмотря на то что очень много «да» звучит при ответе на этот вопрос, хочется «жестко» и однозначно сказать «нет».

Данный урок неслучайно начинается с разговора об убийствах, т. к. на страницах романа совершается не одно подобное преступление. Нам в ходе урока будут интересны два убийства – это убийство Фролова (он тяжело ранен, а это затрудняет отступление отряда) и гибель Морозки, виновником которой становится Мечик. Цель, которая достигается в ходе урока, – поиск ответа на вопросы: какие причины двигают героями, совершающими убийства? Осуждает или оправдывает кровопролития автор романа? Прав ли он в своих суждениях?

Анализируя на уроке эпизод «Убийство Фролова», которое совершают командир партизанского отряда Левинсон и врач Сташинский, обращаем внимание учащихся на то, что Левинсону тяжело принять решение – убить, но перед героем стоит задача «сохранение отряда как боевой единицы». Вот здесь и встает вопрос: гуманен ли поступок героя? Безусловно, поступок Левинсона нельзя назвать гуманным, поскольку нельзя именовать гуманизмом жертвование одним во имя других. Но автор не осуждает своего героя, то, что делает Левинсон, Фадеевым видится как осознанная необходимость: «это главное, все остальное второстепенное». По отношению к Фролову Левинсон не гуманен, хотя и пытается найти оправдание, обмануть себя, свою совесть, но по отношению к Отряду, к делу, к революции – да. И для Фадеева это и есть «истинный» гуманизм, при котором допустимо использование всех средств во имя защиты идеи.

Невольным свидетелем убийства Фролова становится другой герой романа «желторотый» «интеллигентик» Мечик. Он осуждает жестокость Левинсона, считает его убийцей. Для Мечика убийство Фролова – ненормально, ужас, преступление. Но почему-то автор впоследствии делает Мечика, который живет по гуманному принципу «любите всех», убийцею. Тем самым Фадеев развенчивает гуманизм Мечика, считая его «ложным».

Анализируя эпизоды романа, приходим к выводу о том, что «на войне вообще нет и не может быть гуманизма, т. к. война противоестественна, тем более гражданская. И ни одна идея не стоит человеческой жизни. Нельзя во имя политических идей делить гуманизм на «истинный» и «ложный», ведь жертвование одним во имя другого – это уже не гуманизм. Гуманизм либо он есть, либо его нет».

Всего полторы сотни страниц потребовалось А. Фадееву, чтобы воссоздать в романе вечные (вспомним произведения и героев Ф. М. Достоевского, Л. Н.Толстого и т. д.) ситуации нравственного выбора, показать, как трудно бывает человеку сделать выбор между добром и злом или в условиях войны определить, что есть добро, а что – зло.

Роман ставит перед читателем много противоречивых вопросов, отвечая на которые, тот понимает, что в ходе гражданской войны происходил отбор «человеческого материала», шла «огромнейшая переделка людей», погибали герои, живущие ради других людей, ради идеи, и были осуждены те, кто трусливо бежал с поля боя. Поэтому так часто мы, читатели, меняем свое отношение к главным героям: от сочувствия до презрения к Мечику, от осуждения до восхищения Морозкой. Вот так через размышление над художественным текстом предстает перед нами, живущими в ХХI веке и оценивающими события начала прошлого столетия через призму времени, вся неординарность фигуры его автора и противоречивость героев, а главное – величие эпохи.

«Роман Фадеева волнует читателя, «пропитывает сочувствием» к героям, помогает ему понять значимость каждой человеческой жизни»[1], он определяет нравственные ценности. Разве он не заслуживает внимания на школьном уроке?

_____________________________________________________________

1. http://fs. nashaucheba. ru/docs/270/index-1394082.html

2. Из творческой работы учащегося МСОШ № 10 г. о. Тейково Лазутина И.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: