Нравственные проблемы рассказа ЕИНосова Кукла

Урок, проведённый в 7 классе

по теме

«Нравственные проблемы рассказа Е. И. Носова «Кукла».

Урок проведён учителем

Кобяковой Т. Л.

2012 учебный год.

Тема урока:

Анализ рассказа Е. И. Носова «Кукла».

Цель урока:

Показать учащимся связь человека и природы.

Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателя.

Показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.

Оборудование урока:

Портрет писателя.

Выставка книг о В. О.В.

Выставка книг Е. И.Носова.

Используемые технологии:

Технология проблемного обучения.

Информационная технология.

Информационная технология проектной деятельности.

Ход урока:

На доске портрет Е. И. Носова.

Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е. И. Носова.

– Где родился писатель?

– Какое историческое событие времён В. О.В. связано с Курском?

(битва на Курской дуге).

– Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

– Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).

И Баскевич.

-Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»

– Что ещё вы запомнили о жизни писателя?

Работа с выставкой книг Носова.

«Усвятские шлемоносцы».

«Красное вино победы».

«Шопен, соната номер два».

«Храм Афродиты».

«Живое пламя».

«Подпасок».

«Радуга» и др.

Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?

Вывод:

Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям

Словарная работа:

Дать объяснение следующим словам:

Внапашку, выгон, глумиться, дурнишник, белокопытчик, стрелолист, избыть, кирзачи, кювет, сижи, язь.

Беседа по прочитанному.

Как вы думаете, ребята, почему свой рассказ автор начинает с описания местечка под Липино, а затем Липиной ямы?

В описании показано бездушное отношение человека к природе, т. е. автор поднимает экологические проблемы?

Современна ли эта проблема экологии сегодня?

Использование технологии проектной деятельности.

Учащиеся показывают и комментируют материалы, снятые отдельными группами учеников.

1 группа – Улицы Восточного округа (Первомайская улица).

2 группа – Измайловский лесопарк.

3 группа – Лебедянский пруд.

4 группа – мой двор.

Делается вывод, изменилось ли что-либо за последние десятилетия?

Как проходит в послевоенном рассказе тема войны?

Война эхом отзывается и в мирной жизни героя. На отразилась на здоровье Акимыча, на его новом видении жизни, научило по – новому видеть ценить доброе, светлое в природе, в человеке.

Расскажите, как относится Акимыч ко всему, что его окружает.

Какой факт говорит о том, что в мирное время люди проявляют жестокость.

Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку.

Что поразило Акимыча в найденной кукле?

(Над ней кто-то жестоко и ценично глумился).

Почему эта растерзанная кукла напомнила Акимычу войну?

Зачитайте его ответ.

Можно ли говорить о равнодушии людей?

Да, и прежде всего поражает равнодушие учителей.

« Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» – с горечью восклицает герой.

А как вы понимаете что такое равнодушие?

Равнодушие – молчаливое согласие на зло.

Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.

( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

О кукле ли горюет герой?

(Прежде всего о людях, потерявших ценность человеческой жизни).

Почему Акимыч решил похоронить куклу? Зачитайте его ответ.

Рассказ заканчивается словами героя, которые он проговаривает с болью.

– Всего не закопать.

Как вы понимаете эти слова?

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а в более поздних – «Кукла».

Что общего в этих произведениях?

Чем отличаются?

В стихотворении Случевского куклу бросает маленький ребёнок, который ещё ничего не понимает, в рассказе же Носова действие совершается или подростком, или взрослым человеком. И тот и другой должны понимать, какой варварский поступок они совершают.

Итог урока:

Какие же важные проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

– Проблемы добра и зла.

– Проблема равнодушия и сострадания.

– Проблема В. О.В. и её влияние на души людей.

– Проблемы памяти.

Домашнее задание.

Дать проблемный ответ на вопрос: «Что ужасает героя рассказа и о каких бедах он говорит?».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: