Нравственные классные часы кл

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.

Тема представляется автору весьма актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цеди; углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа с детьми и предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем Друге».

Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику).

оформление: на перемене перед классным часом написать на доске изречения и слова.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Товарищ, знакомый, друг, приятель…

Друга иметь – себя не жалеть.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

План классного часа

Вступительное слово.

Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»

Интервью «Расскажи о своем друге».

Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Игра «Знаю ли я своего друга?»

Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?:

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.

Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)

«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: и Олег, или Денис». Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый? Примерные ответы детей:

– Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего

из этого не выйдет – У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.

– Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.

– Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.

– Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.

– Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.

– Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.

III. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»

Примерные ответы детей:

С кем можно поплакать и помолчать.

Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

Кто может простить даже то, что никогда не простит другой. ~ Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? (Дети поднимают руки.)

Интервью «Расскажи о своем друге»

Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

Примерные ответы детей:

Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.

Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.

Дружу с [имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.

Дружу с [имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.

Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.

Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем наряды звезд.

V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… (приятель).

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете..- (товарищ).

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… (друг).

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

Классный руководитель. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять’ Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читаеm – Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от устать, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя ежалеть».)

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» – в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

VII. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.) Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

• Какой урок у него любимый?

На чем он любит кататься?

Какое время года у него любимое?

Какой вид спорта любит?

Кем хочет стать, когда вырастет?

Какое животное он хотел бы иметь дома? Какие книги любит читать?

Ну что ж, как видим, {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отнощения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» – так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. I Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Примерные ответы детей:

– Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что, и у меня есть такие друзья.

– Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.

– Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.

– Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.

– Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?

Чти отца своего

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Исократ

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.

Возрождение и поддержка семейных традиций – необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска.

Предлагаемый сценарий – это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий – классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим.

Цели– содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми:

– распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях). У каждого участника – всего по одной фразе. Но учитель может прочитать эти фразы сам, тогда необходимость в инсценировке отпадает;

– предложить детям подготовить короткие рассказы на тему «Стержень моей семьи» (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).

Оформление: можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе. Можно просто записать эти изречения на доске.

План классного часа

Интерактивная беседа.

Информационный блок «Отцы и дети».

Проблемный афоризм.

Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи».

Воспитывающие ситуации.

Дилемма: герой или преступник:

Описание ситуации.

Вопросы для обсуждения.

Решение.

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

VII. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них – нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Примерные ответы детей:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты? Примерные ответы детей:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждав родителей. Попробуем их понять.

VIII. Информационный блок «Отцы и дети»

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» – такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России – это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости – могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать – не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. {Читает.) «nервую половину жизни нам отравляют родители, а вторую – дети» Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

В детстве нас достают родители, потом мы сами становимс родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Нет, есть такие семьи, где родители и дети – настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.

Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают.)

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

2. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды… Кто прославился мастерством, кто – боевыми заслугами, кто – добротой, мудростью, справедливость». Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )

Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя Нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Пусть сестра сходит»;

в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г) «Завтра схожу».

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Может быть, у вас есть свой вариант – самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:

а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б) «Закончится уровень, и она сядет»;

в) «Может и от руки написать – подумаешь, реферат!»;

г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре:

а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б) «Захотел – и прогулял!»;

в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г) «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты – самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

VI. Дилемма: герой или преступник

Описание ситуации

Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нужно почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором. Послушайте, например, историю одного героического мальчика из давней советской легенды. Имя этого мальчика было известно каждому человеку в СССР. Этим именем называли улицы, кинотеатры, книги, песни.

Я изменила имя мальчика, потому что в реальной жизни все оказалось гораздо сложнее и запутаннее, чем в легенде.

…Ваня Туманов был обычным крестьянским мальчишкой. В трудные голодные годы в его село приезжали отряды, которые забирали у крестьян излишки зерна. Зажиточные крестьяне – кулаки – готовы были уничтожить, сжечь, спрятать зерно, чтобы не отдавать его в город. Кулакам за взятки помогал отец Вани, который в этом селе был старостой и председателем сельсовета. Он продавал кулакам липовые справки о том, что они зерно уже сдали. У тех, кто не мог купить такую справку, выгребли весь хлеб, обрекая на голодную смерть. Ваня был верующим, и, когда милиционеры спросили его о делах отца, он сказал правду. Отца арестовали, а кулаки, подкараулив мальчика, зверски его убили. В дни советской власти Ваню считали героем, а его поступок называли подвигом. Но в наше время зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Ваня Туманов – негодяем, который предал отца. Получается, что правильно его и убили…

Вопросы для обсуждения

Классный руководитель. Так кто же такой Иван Туманов герой или предатель? Два противоположных мнения. И третьего не дано. Такое суждение называется дилеммой. Перед этой дилеммой мы и стоим сейчас. Чтобы выбрать правильный ответ, обсудим некоторые вопросы.

(Учитель читает вопросы, дети предлагают ответы.)

Если бы Иван не заявил на отца, какие последствия это имело бы для жителей села?

Примерные ответы детей:

Кулаки стали бы еще богаче, а все остальные крестьяне стали бы их рабами, работая за кусок хлеба.

Все крестьяне утратили бы доверие к советской власти, так как она не смогла их защитить.

Люди потеряли бы веру в справедливость.

В городе начался бы голод, погибло бы много людей.

Иван был простым деревенским мальчишкой. Вряд ли он мог дать политическую оценку поведению своего отца. Почему же мальчик все-таки выдал его?

Примерные ответы детей:

Он был верующим, и не мог обманывать.

Ему было жалко других крестьян, которые не смогли дать его отцу взятку.

Он видел, что его отец обманывает государство, продавая липовые справки.

Может быть, он даже и не задумывался, просто сказал правду и все.

Если бы Иван не рассказал об отце, какие бы оправдания он мог для себя найти?

Примерные ответы детей:

Я еще маленький, ничего не понимаю, отец знает, что делает.

Кулаки – жестокие, страшные люди, они могут разделаться со мной.

Обманув следователя, можно покаяться, и Бог простит.

Я маленький, что я могу? Всем беднякам все равно не поможешь.

4. Можете ли вы представить себя на месте этого мальчика? (Дети отвечают.)

Представим, что подобная история случается в наше время, скажем, в Чечне. И чеченский мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы МВД или ФСБ и сообщает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика – предательство или героизм?

Примерные ответы детей:

По отношению к отцу и родственникам – предательство, а по отношению к людям – героизм.

Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, – 0н герой.

Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

Знал ли Ваня Туманов о том, что нужно почитать отца?

Примерные ответы детей:

Он ходил в школу, там говорили об уважении к старшим.

Он же был верующим, читал Библию, значит, знал заповеди.

Думаю, он сначала рассказал все священнику, и тот объяснил ему, что нельзя осуждать родителей, какими бы они ни были.

Решение

Классный руководитель. Обсуждение закончено. Можете ли вы теперь решить эту дилемму: Ваня Туманов – герой или предатель?

Примерные ответы детей:

Надо уважать своих отца и мать, уважать старших, но и покрывать зло нельзя.

Нужно всегда бороться со злом. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала.

Иван Туманов совершил геройский поступок и пострадал за это.

Ваня открыто выступил против зла, это мужественный поступок, а крестьяне, которые прятали и укрывали зерно, чтобы не отдать другим, – кулаки, которые заботятся только о своем кармане.

Те, кто убил мальчика – преступники и звери, а Иван – герой.

Классный руководитель. Это очень непростая дилемма.

В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь, и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.

Заключительное слово

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной – долг возвращает, вторую – в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение – вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

Примерные ответы детей:

Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.

Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

Все это хорошо, ноне для нашего времени.

Родаков обижать западло – тут и обсуждать нечего.

Как можно обидеть родителей? Они сами кого хочешь обидят!

МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО

Классный час, посвященный обсуждению семейных ценностей.

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика – 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжение всего мероприятия.

Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

Идеальные родители – это…

Идеальные дети-это…

Идеальная семья – это…

План классного часа:

Вступительное слово.

Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».

Воспитывающие ситуации.

Работа в группах. Незаконченные предложения.

Заключительное слово.

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час – это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

Классный руководитель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: