Нравственность в развитии речи детей раннего возраста

Нравственность в развитии речи детей раннего возраста

Немтырева Светлана Ивановна

г. Зарайск МДОУ ЦРР –

детский сад № 13 «Солнышко»

Цель: обучать детей нормам правил поведения, воспитывать культурно-гигиенические навыки, прививать навыки самообслуживания. Воспитывать любовь к родным и близким, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать память, внимание.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание, как активный целеустремленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, используя различные методы нравственного воздействия, воспитатель должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений. Личность каждого ребенка, забота о его моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания со стороны воспитателя. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером. Нравственное развитие ребенка осуществляется тем более успешно, чем теснее контакт между детским садом и семьей, когда родители прислушиваются к советам и мнениям воспитателя. У детей раннего возраста активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. У малышей велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к близости с воспитателем. Нравственное воспитание детей осуществляется в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малыша. Повседневные действия, которые многократно совершают дети (умываясь, одеваясь, раздеваясь и др.), понятны им, доступны для выполнения. В детском саду есть условия, позволяющие сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки, которые оказываются очень важными для воспитания у детей самостоятельности и навыка культурного поведения. Вот почему воспитатель уделяет этому особое внимание. Так при обучении умывания подвожу малыша к умывальнику и говорю: «Ты, Максим, умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребенка помогаю ему аккуратно и чисто умыться. Во время умывания рассказываю потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Важно иметь ввиду, что наряду с выработкой умения умываться, развиваю речь детей, обучаю элементарным формам положительных взаимопониманий, воспитываю различные культурные навыки. Объясняю детям, что в умывальной комнате надо вести себя организованно: не толкаться, не шуметь. Не мешать другим, уступать место девочкам и т. д. Обращаю внимание детей на Диану: «Посмотрите, ребята, Дианочка уже помыла и вытерла руки и стоит спокойно ждет остальных детей». На протяжении всего дня ребенок раннего возраста должен слышать и понимать речь взрослого, а также сам принимать участие в разговоре с ним. Детям даются поручения: «Поставь свой стульчик на место», «Принеси мне мяч», «Вытри ротик салфеткой». Все эти задания ребенок должен выполнить, если он понимает речь воспитателя. Здесь мы развиваем речь ребенка и воспитываем его. Какие бы действия не производил воспитатель с детьми, он всегда должен использовать в своей речи стихи, потешки, песенки. Что важно для развития речи детей. Видимые достижения в понимании окружающих помогают взрослым регулировать поведение ребенка, способствуют развитию его памяти, мышления, делают его жизнь увлекательной. При рассматривании иллюстраций в книгах стараюсь побуждать детей к разговору: «Кого ты видишь на картинке? Как кричит киска? А что она любит? Эти вопросы позволяют детям вступить в контакт с воспитателем и ответить на вопросы. При проведении занятий стараюсь вносить игровые моменты, чтобы заинтересовать ребенка, помочь ему разрешить какую-либо ситуацию. Например, при разучивании стихотворения «Уронили Мишку на пол» вношу игрушку Мишки. Дети здороваются с ним. Обращаю внимание на его печальный вид и рассказываю про него стихотворение.

Уронили Мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети жалеют Мишку, гладят его, стараясь ему помочь – запоминают стихотворение. Здесь прививаю детям любовь к животным, воспитываю желание ему помочь и развиваю память и речь.

Обучение ребенка речи – трудоемкое каждодневное занятие, требующее от воспитателя любви, терпения, понимания, упорства. Следует иметь в виду, что ребенок избирательно относится к окружающим взрослым. Он охотно вступает в общение с тем, к кому относится с симпатией и доверием.

Для малыша речевая активность – огромный труд. Иногда эмоции настолько захлестывают его, что ему не до слов и он прибегает к пантомимике. Ребенку приходится приложить большие усилия, чтобы вспомнить слово или правильно его произнести. Взрослому следует быть терпеливым. Не надо торопить малыша. Не говорить за него, не гасить его активность, иначе он на долго замолчит. Речь взрослого оказывает первостепенное значение на развитие детской речи, так как выступает в качестве образца для подражания. Воспитатель должен говорить четко, выразительно, не торопясь. Каждое слово необходимо повторить в разных ситуациях, в разных сочетаниях с хорошо знакомыми словами, чтобы ребенок понял его смысл: «Кругом снег. Пришла зима. Зимой мы катаемся на санках. Мы любим зиму». Надо, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашенной, привлекательной для малыша. Образец, предлагаемый для подражания, должен звучать в уточняющей форме: «Этот цветок называется георгин. Он высокий, красивый, красный» Только в этом случае ребенок запомнит новое слово и будет употреблять его в речи. По мере взросления малыша необходимо усложнять и собственную речь. Вместо слов «Пока!», «Привет!» надо говорить «Здравствуйте», «До свидания!» Первое время следует напомнить детям, что надо говорить при встрече, при прощании, затем вежливые слова переходят в привычку. Играя с детьми, надо давать развернутые образцы приветствий; пусть он не запомнит их полностью «Открывая калитку гостям, что мы им скажем? Добрый день! Заходите к нам в гости. Мы давно вас ждем». А при прощании говорим: «До свидания! Счастливого пути!» Со временем ребенок будет знать, когда какие слова следует говорить. В развитии речи ребенка имеет место упражнение в звукоподражании» Как гудит самолет? –у-у-у; как поет водичка? –с-с-с; как воет ветер? –в-в-в

При рассматривании иллюстраций в книгах, которые дети очень любят, воспитатель должен быть рядом. Чем больше прилагательных употребит воспитатель, тем лучше будет развивать речь детей. Собака какая? – веселая, радостная, добрая, приветливая и вежливая (она здоровается с нами). При чтении произведений обращать внимание на людей, на их нравственные качества. На развитее речи детей оказывает влияние окружающая природа. Малыш узнает обобщающие слова: фрукты, овощи, ягоды, домашние и дикие животные и т. д. Для этого предлагаю игры-лото для лишнего запоминания и узнавания отдельных слов. Немаловажное значение в развитии речи ребенка имеют рассказывание и чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Почти все сказки начинаются со слов «Жили-были …» и заканчиваются «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!» Все эти приемы импонируют малышу, помогают ему самостоятельно рассказывать сказку. Прочитав сказку «Снегурушка и лиса» обращаю внимание на судьбу девочки. Жалко девочку. Она плачет, убивается, горючими слезами умывается:

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

А кто виноват? Сама не слушалась деда с бабой, не откликнулась на зов подружек, а теперь вот сидит на дереве, горюет. Рассказывая потешки: «Киска – киска», «Петя – Петушок», «Сорока – Сорока», обсуждаю с детьми, почему сорока не дала последнему, потому что он не трудился, а сорока была строгой.

Прочитав стихотворение А. Барто «Мячик», спрашиваю у детей, почему Таня плачет? А мяч утонул? – давайте проверим, пустим мяч в таз с водой и успокоим девочку:

«Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке мяч».

Так ребенок легко запоминает текст. Большое значение для развития речи ребенка имеет чтение книги. Ранняя встреча ребенка с книгой – это залог развития правильной, грамотной, красивой речи. Если ребенок будет правильно говорить, значит он и вести себя будет хорошо. А воспитание ребенка во многое зависит от родителей. Вот почему нравственному вниманию я уделяю особое внимание в работе детского сада и семьи. Для родителей организую выставки, провожу родительские собрания, оформляю книжки раскладушки, вывешиваю в родительский уголок материал по нравственному воспитанию детей раннего возраста.

Конспект занятия по развитию речи с элементами

нравственного воспитания.

Тема: «К солнышку в гости».

Цель: формировать элементарные представления о тесной взаимосвязи в природе; развивать мелкую моторику рук в разных видах деятельности; продолжать закреплять приемы лепки (придавливание, раскатывание); воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, создать положительную атмосферу.

Материал: игрушки: собачка и белка, контур ежика (из бумаги), прищепки, шишки, орехи, 2 корзинки, Солнышко, пластилин, дощечки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу игрушку – собачку. Предлагает детям согреть ее и послушать историю, которая произошла с собачкой. «Жила собачка Жучка с Петушком Золотым гребешком. Каждое утро они выходили во двор и встретили Солнышко. Но однажды Солнышко не появилось. Друзья загрустили, а петушок даже заболел. Поэтому Жучка решила найти Солнышко и вылечить своего друга. Она прибежала к нам в детский сад узнать, где Солнышко живет».

2. Основная часть.

Ребята вместе с Жучкой отправляются искать, где Солнышко живет.

Встреча с Ежиком, который растерял свои колючки, в лесу темно без солнышка. Дети находят ежику колючки (прикрепляют прищепки на форму).

Встреча с Белочкой – рассыпала и перепутала шишки и орехи. Дети помогают рассортировать и собрать их в корзины.

Встреча с Солнышком. Оно грустное. Воспитатель предлагает показать Солнышку, как дети делают себе массаж. Может это его развеселит.

Солнышко проснулось

Лобика коснулось

(Дети проводят руками по лбу).

Лучиком провело и пригладило.

Солнышко проснулось

Щечек коснулось

(Дети проводят руками по щекам).

Лучиком провело и пригладило.

Солнышко личико согрело

Потеплело, потеплело

Наши ручки потянулись

Наши губки улыбнулись

(Проводят руками по щекам, подбородку).

Солнышко улыбнулось. Жучка обрадовалась, побежала к Петушку.

Воспитатель предлагает детям сделать много маленьких солнышек, чтобы большое Солнце больше не скучало и не пряталось.

Дети за столами выполняют работу (индивидуально) приемами скатывания, придавливания. Воспитатель выполняет показ, помогает и контролирует выполнение.

3. Подведение итогов.

По окончании работы дети с воспитателем водят хоровод вокруг Солнышка.

Тра-та-та, тра-та-та

По лесу шла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник наш веселый

Всех ребяток позовет.

Развитие речи детей раннего возраста

Немтырева Светлана Ивановна — воспитатель

г. Зарайск МДОУ ЦРР –

детский сад № 13 «Солнышко»

Цель: учить детей слушать и понимать речь воспитателя, уметь отвечать на его вопросы, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать память, мышление.

Вариативность: дети плохо говорят в этом возрасте, поэтому надо больше внимания уделять игровой деятельности, больше говорить с детьми, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Речь детей раннего возраста формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в этот момент взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено.

Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. д. С малышами надо говорить обо всем, что только в поле их внимания попало и вызвало их интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что получается в результате. Если ребенка что-либо заинтересовало, то он обязательно начнет повторять ту или иную фразу. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Надо постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Воспитатель должен много и целенаправленно говорить сам в течение дня: и когда общается с одним ребенком и с группой детей (играет с ними, умывает, рассматривает книжку, рисует, лепит, сооружает постройку из кубиков, слушает музыку, поет песни и т. д.)

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке и т. д.

Большое значение имеет речь воспитателя, умение разговаривать с детьми. Его речь должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты и если все делает искренне, то дети очень хорошо идут со взрослым на контакт.

Развитие речи ребенка раннего возраста тесно связано с сенсорным развитием. К 3 годам маленький человек различает предметы по цвету, величине, выделяет различие в их пространственном расположении, дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии. Малыш начинает определять цвет и соотносить его с предметом. Например, желтое, как солнышко, зеленая, как травка.

В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить действия с предметами и орудиями. Совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет ребятам третьего года жизни различать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать орудием на другой предмет.

Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, занятиях со строительным материалом. Полученные представления о предметах и способах действия с ними закрепляются у ребенка, если он воспроизводит эти действия в игре. Поэтому воспитатель должен обеспечить окружающую среду необходимыми яркими игрушками, пособиями, которые издают звуки.

На протяжении 2-3 года жизни в результате действий с различными предметами и наблюдений за окружающим, под влиянием развивающейся речи и общения со взрослым у ребенка начинают появляться первичные мыслительные операции, выделение некоторых свойств и сравнение предметов по указанному признаку, устанавливать связи между ними. Однако малыш не способен пока к развернутым словесным рассуждениям. Его мысли не отделились от практических действий. Он мыслит действуя. Лишь постепенно у ребенка образуются общие представления и понятия.

С развитием речи усложняется и мышление. Развивается познавательная потребность, появляется любознательность. Все больше ребенка интересует предметная деятельность, изменяется его отношение к своим действиям – он настойчиво добивается определенного результата, стремится разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку, раздеть куклу, вынуть детали из коробки). Производя эти действия, ребенок исследует предмет и его свойства. Действия носят характер экспериментирования.

Малыш начинает соотносить форму и размер деталей с отверстиями коробки, цвет грибка – с цветом столика, целенаправленно сопоставляет части и признаки друг с другом. Ребенок устанавливает связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий его результат, учитывает ошибки и уточняет свои действия.

Предметы-орудия (ложка, расческа, лопатка, молоток и т. д.) служат для воздействия на другие предметы, помогают руке выполнять действие. Ребенок уже понимает, что ложкой едят, расческой причесываются и т. д. Так постепенно малыш подготавливается к осуществлению контроля и оценки процесса и результата деятельности. Усвоив смысл действия с предметом, он пытается овладеть теми операциями, движениями, которые дают возможность довести дело до конца. Так манипулирование кубиками постепенно превращается в конструктивную деятельность. Ребенок воспроизводит не только показанные действия, сооружает постройки, но и пытается сам строить знакомые ему объекты. Начинает рисовать, лепить.

Действия с предметами-орудиями (расческа, мыло, салфетка, ложка) переносятся в игровую ситуацию – покормить куклу, расчесать ей волосы и т. д.

Так в детском саду есть все условия, чтобы создать игровую ситуацию и в этом отведена роль воспитателя.

Имеет место в формировании речи ребенка ритмика – система движений в сочетании с музыкой и словом. Она способствует плавности и ритмичности, помогает развитию слухового и двигательного восприятия. Занятия ритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторику и грацию движений.

Любое занятие с ребенком по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки – чтение небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребенок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. При этом очень важно, чтобы движения соответствовали слову. Например:

Ручки в стороны – в кулачок,

Разожмем и – на бочок,

Ручки вверх – в кулачок,

Разожмем и – на бочок,

Ручки вниз – в кулачок,

Разожмем и – на бочок,

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Полезно, чтобы на каждом занятии звучала бы музыка или пение воспитателя. Под музыку сначала молча, а затем с проговариванием отдельных слов и стихов или пением, ребенок выполняет различные движения. Например, медленная и быстрая ходьба, на носках и пятках, ходьба с хлопками, ходьба с проговариванием слогов, прыжки в определенном ритме, отхлопывание музыкального ритма в ладоши, на погремушках, на барабане и т. д. способствует лучшему усвоению материала.

Под музыку можно обыгрывать небольшие стихотворения. Например,

Скачет конь наш

Чок-чок-чок,

Чок-чок-чок,

Слышен топот

Быстрых ног.

(Имитируется бег коня).

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Быстро кружится волчок

Прожужжал и – на бочок.

(Быстрые повороты вокруг себя с приседанием в конце).

Музыка организует детей, развивает у них ритмичность и плавность движений. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для развития речи. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, правильно, с добрым выражением лица, не подделываясь под детскую речь.

Независимо от того, развита ли у ребенка речь или он произносит отдельные слова и небольшие предложения, надо использовать в работе с ним различные сюжетные картинки, иллюстрации к знакомым сказкам, составляя по ним рассказы, доступные для детей. Эти виды работы пробуждают интерес ребенка, активизируют его внимание, развивают память, речь и мышление.

Совершенствование речи детей на третьем году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрасте речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. Ребенка начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.

Ребенок легко запоминает короткие стишки и песенки. Он легко подражает речи взрослого, быстро запоминает то, что слышит и использует это в своей речи. С помощью речи на третьем году жизни дети объясняются не только со взрослыми, как это было раньше, но и друг с другом, причем речь их уже исходит за пределы непосредственно окружающей их действительности. Накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы (светит солнце, идет снег), о животных (кошка, собака, корова), о растительном мире (цветок, дерево, трава), о некоторых явлениях общественной жизни (сегодня праздник, на улице много народа), о труде взрослых (мама моет посуду, шофер ездит на машине) и т. д.

Шире используются такие приемы как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, на основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная и т. д.

Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. В этом возрасте отмечаются индивидуальные различия, причем они могут быть весьма существенными.

Развитию речи детей уделяю большое внимание, используя различные методы и приемы. На определенном этапе провожу диагностику знаний и умений детей по развитию речи. А мониторинг позволяет узнать поднялся ли уровень знаний у ребенка к концу года.

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Перышки для Петушка»

Цель: побуждать детей включаться в диалог со взрослым, инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму. Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, учить приему «скатывания» между ладонями округлых форм. Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал: картина «Петушок», игрушки: петушок, курочка, цыплята, пластилин желтого цвета, доски, тряпочки на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

В группе оформлена театральная ширма.

Воспитатель:

Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок).

Воспитатель с детьми рассматривает петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).

2. Основная часть

Воспитатель:

Как поет петушок? Пожалуйста изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплята как пищат? Громко? Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.

Воспитатель:

А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки. Проводится игра «Вышла курочка гулять» (2 раза)

Воспитатель:

Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да это же петушок.

Воспитатель ставит на мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.

Воспитатель:

Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить? (красное). Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет его в прорезь и говорит: «Вот тебе, петушок, красное перышко!»

Петушок:

Пусть Саша мне подарит перышко … .

Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: «Хочу другое перышко! Хочу перышко зеленое!» В заключении дети любуются красивым петушиным хвостиком. «Красивый у меня хвост!» — радуется петушок.

Воспитатель: Петушок доволен. Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:

Петушок, петушок – Золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь.

Петушок:

Спасибо, ребятки, хорошее стихотворение знаете про меня.

Воспитатель:

Ребята, а что любит петушок? (зернышки). А давайте слепим зернышки для петушка и угостим его. Воспитатель показывает приемы лепки, отщипывает от большого куска маленькие кусочки и катает шарики. Дети лепят самостоятельно под наблюдением воспитателя.

3. Подведение итогов.

По окончании лепки дети угощают Петушка зернышками, а Петушок дарит им шоколадные яйца. Дети благодарят Петушка за угощение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: