Нравственное воспитание на уроках родного языка

Нравственное воспитание учащихся.

Нравственное воспитание учащихся – одно из самых основных направлений в воспитаний. Потому что мы живем в безнравственное время, когда везде и повсюду, по телевидению, радио, вдалбливается культ насилия, денег и богатства. По данным опроса жизненными ценностями у молодежи деньги составляют 32%, любовь-5%, вера-2%. Даже эти цифры показывают, что главные жизненные ценности доброта, честь, надежда, вера и любовь уже не в моде. Пропагандистами таких нравственных ценностей, по существу, остались мы одни. По данным статистики, 61% наших детей проводит свободное время перед телевизором,21% – на рынках и в магазинах, только 3% ходит в театр. Н все эти дети проводят половину своего времени в школе. И именно школа сохранила свои традиции по нравственному воспитанию. Наша цель – это помочь им осознать нравственные нормы и правила, доказать, что без них жить нельзя и невозможно.

Исходя из этого перед нами встают такие задачи:

-формировать у детей нравственное отношение к окружающим людям.

-формировать осознание ценностей человеческой жизни.

Специфика моего предмета такова, что мы на уроках занимаемся больше воспитанием, чем обучением. По программе очень много произведений, затрагивающих нравственные проблемы. Ну как можно проводить анализ текста, не говоря о положительных или отрицательных чертах литературного героя, не узнать отношение ученика к этому герою или его поступкам. И этот разговор всегда заканчивается вопросом: «А что бы ты сделал в такой ситуации?» мы всегда даем возможность пропустить случившееся через себя.

Большим подспорьем в деле нравственного воспитания служит народная педагогика. Нормы морали татарского народа, закрепленные в фольклоре – это четкий ориентир в нравственном воспитании подрастающего поколения. Я не заставляю выучить или запомнить ту или иную пословицу, мы стараемся докопаться до сути, « почему так сказали?» она хвалит или осуждает? Народная мудрость всегда доходит легче, чем слова «надо быть добрым, честным». Она ненавязчиво учит детей и добру, и честности, и справедливости.

На уроках татарского языка я использую набор дидактических карточек, составленных на материале с нравственной тематикой. Для карточек я использовала тексты из книг Р. Фахретдинова, Г. Тукая, К. Насыри. Карточки наряду с грамматическими материалами содержат вопросы на нравственные темы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: