Нравственное воспитание младших школьников на народных традициях

Макаренко Наталья Александровна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г. о. Тольятти, Самарская область

Нравственное воспитание младших школьников на народных традициях.

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживаются тенденции значительного ослабления восприятия в сознании у молодёжи таких ценностей, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, общечеловеческие.

Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей. Нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Как педагог я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.

Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе? Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их нравственному воспитанию.

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому, важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.

Приобщение детей к народному творчеству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, воспитание при этом приобретает народный характер, формирует национальную психологию человека, его нравственное становление.

Народное творчество близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно, поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Поэтому, начинается изучение культурных традиций с начальных классов, прививается детям культура своего народа. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, даст возможность детям лучше понять и принять традиции своего народа.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.

Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления о культурных традициях народа, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях.

Используются разнообразные, доступные и интересные детям формы организации работы в классе: игры-викторины, составление игротеки; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; экскурсии, поездки, походы в театр, праздники; театрализованные представления; классные часы, беседы; исследовательские проекты; участие во всех проводимых в школе мероприятиях; презентация работ; выпуск школьной газеты.

Основной содержательной линией воспитательной работы является активное включение детей в мир культуры, народных традиций и творчества, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении актуальных для детей младшего школьного возраста задач познания, осмысления и принятия новых знаний и духовных ценностей.

Формируются условия и предпосылки для эффективного воспитания младших школьников, формирования их жизненной позиции на принципах сотрудничества и взаимовыручки, укоренения в детских душах толерантности, взаимоуважения, гуманного отношения друг к другу. А привитое им чувство взаимовыручки и взаимоуважения сможет стать для некоторых из них спасительным кругом в разных жизненных ситуациях.

Ведущий метод организации жизнедеятельности класса – индивидуальная и коллективная разработка, реализация творческих проектов. Организация воспитательного процесса с использованием проектной деятельности в начальной школе способствует: обеспечению целостности разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.

В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.

Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы) и КТД (коллективно-творческие дела), творческие проекты.

На мой взгляд, проект- это Практическое Решение Обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива. Единое Коллективное Творчество.

Метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения. В 2015-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родители) межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году». Результат проекта – выпуск детской газеты «Солнышко», в которой рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников, редактором которой я являюсь.

За этот период было сделано 6 тематических выпуска и один специальный выпуск, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».

В познавательном и воспитательном отношении народные праздники имеют, считаю, большой смысл. Они наполняют души детей радостью творческой подготовки к ним, предвкушением необычайности. В них просыпается дух творчества. В старину эти праздники изначально были связаны с трудом, надеждой людей на лучшее. А сейчас широко открываются детские души. В них пробуждается степенность и неторопливость, чувство достоинства и раскованность, так свойственные нашим предкам. А чего стоят необычные для современного слуха обращения: «Судари, сударыни, милости просим». С каким удовольствием произносили их ребята, обращаясь во время праздников, друг к другу.

Знакомство с фольклором не ограничивается только проведением праздников. Ему были посвящены уроки ИЗО и занятия по кружку «Умелые руки» (Гжель, Роспись пасхальных яиц и т. д.), классные часы (Пасха, Рождество и т. д.), подвижные игры на переменах и на улице (разучивание народных игр), выставки и конкурсы рисунков, поделок.

В организации воспитательной работы используются ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий, обмен опытом с коллегами на страницах собственного сайта.

На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Поэтому одним из направлений своей деятельности определила использование информационно-коммуникативных технологий.

С использованием ИКТ моя работа классного руководителя значительно изменилась, стала более интересной, эффективной, приобрела наглядность, доступность, эстетичность.

Каждый год ученики моего класса участвуют в научно-практической конференции. Для подготовки были использованы материалы непосредственно из Интернета, что позволило детям наиболее полно раскрыть свою тему работы и их творческие способности. Учащиеся демонстрируют свои презентации, которые сопровождают защиту проектов, активно участвуют в дистанционных конкурсах, марафонах знаний, («Нескучная зима», «Snail», «minobr.org»).

Организуя внеклассные мероприятия, классные часы часто готовлю и использую электронные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Все мероприятия фиксируются, обрабатываются и собираются в фото и видеокопилку, чтобы сохранить в детской памяти приятные воспоминания об этих ярких школьных мгновениях, а у классного руководителя формируются медиаматериалы для использования в дальнейшей деятельности. В этом нам помогают родители, которые приходят на наши мероприятия с фотоаппаратами и видеокамерами. Результатом окончания начальной школы станет фотоальбом «Школьные годы чудесные» для каждого ученика и его родителей в электронном виде.

Таким образом, внедрение ИКТ во внеурочную деятельность способствует активизации воспитательной работы, повышению мотивации учащихся, развивают коммуникационные компетенции, а главное, обеспечивают максимальную вовлеченность школьников в воспитательный процесс.

При организации воспитательной работы особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

В процессе деятельности детям показываю непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека. Помогаю осознать необходимость бороться за своё здоровье. Приобщаю детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления жизненных, физических и духовных сил, с целью развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Формирую ценностное отношение к собственной жизни и здоровью.

Используются следующие формы и средства: классные часы по охране здоровья, Дни Здоровья, подвижные игры на перемен и на свежем воздухе (народные игры «Лапта», «Городки»), ознакомление с правилами поведения на природе, «Весёлые старты», изготовление листовок по здоровому образу жизни, создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Нравственное воспитание является основой для гражданско-патриотического воспитания. Знакомство учащихся с выдающимися людьми как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Воспитание чувство уважения, гордости за своих земляков, опираясь на нравственные ценности. Развитие интереса к истории своей семьи, её традициям, профессиональной деятельности родителей, пониманию важности жить и трудиться на своей Малой родине. Изучение истории героической и трагической страницы в жизни нашего края. Воспитание патриотических чувств на примерах мужества и героизма.

Используемые формы, методы, средства: встречи с ветеранами, старожилами, интересными людьми и участие в концерте для них; экскурсии в школьный и краеведческие музеи, по памятным местам района; участие в конкурсах стихов и рисунков о Родине проведение традиционных народных праздников («Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха»).

В классе ведётся «Дневник добрых дел» где ребята записывают те добрые дела, которые они уже сделали. Это: помощь приюту бездомных животных, уборка территории двора от мусора, помощь детям из приютов и детских домов, детям больным туберкулезом, поздравления ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих, разбивка клумбы и посадка цветов в школьном дворе.

Еще одним из направлений моей работы является воспитание толерантности. Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей позволяет ребенку при возникновении любых проблем в школе рассказать о них взрослому. В свою очередь, это облегчает разрешение конфликтных ситуаций. Развитие эмоциональной сферы способствует развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей в классном коллективе, а в дальнейшем – развитию гражданской позиции и патриотизма.

Занятия проводятся мною, во-первых, в виде занятий в кружке «Я в мире других»: «Душа человека», «Любовь», «Ответственность», «Культурный человек», «Закон. Права и обязанности». Во-вторых, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: