Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.

Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Наш современник Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В. Н. Вишневская «Свет Руси» , Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

Многовариантность решения проблемы будет зависеть от направленности работы ДОУ, выбора той или иной программы или технологии, от профессионализма педагогов. Авторы в своих работах указывают на использование:

1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.

2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на новые модели организации деятельности.

Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления познавательной и речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности.

Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку возможности:

реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни;

в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт;

сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;

воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.

Интеграция происходит по нескольким направлениям.

1. Социальный мир:

систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла;

формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).

2. Развитие речи:

расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи;

совершенствование грамматической структуры речи.

3. Продуктивная деятельность:

реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях;

реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности. Комбинация известных технологий, использование интегрированного подхода позволили усовершенствовать педагогический процесс по разделам программы «Детство»: «Социализация», «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация».

Приступая к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста необходимо опираться на:

содержание программы «Детство», где определен эмоционально-практический путь познания, где малыш с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, где он стремится к активной деятельности;

учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей;

положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребёнком;

постоянную смену видов деятельности, методов и приёмов работы, форм организации;

обязательное использование наглядности.

С целью наилучшего усвоения материала, для достижения количественных и качественных показателей, важно определить ряд задач:

знакомить детей с общим недоразвитием речи с окружающим миром на примере ближнего социального и природного окружения, помочь ему осознать своё место в нём;

развивать интеллект и речь детей с ОНР, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране;

способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

учить ориентироваться в социальной среде обитания.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Всё это способствует развитию базовых качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы развития детского сада и повышению качества дошкольного образования.

В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: