Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города или села, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу или селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

Воспитание уважительного отношения к человеку — труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Для работы над этой темой я выделила несколько направлений:

“Моя малая родина” (семья, дом, детский сад)

Задачи:

-Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

-Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

-Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

“Мое село и область, в которой я живу”

Задачи:

-Дать знания детям о родном селе, истории, символике, достопримечательностях, экологической ситуации.

-Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село.

-Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

“Россия – родина моя!”

Задачи:

-Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.

-Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

-Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

— Знакомство детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

-Знакомство с русской культурой, языком, традициями.

«Отчизны верные сыны»

Задачи:

— Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества.

— Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

— Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Решаются задачи через проведение:

Занятий познавательного цикла «Герб и флаг Курганской области и Звериноголовского района», «Флаг и герб России», «История герба и флага», «Моя Москва», «История Кремля», «День Победы», «Защитники Отечества», «Моя семья», «Мое село», «Мой дом, моя улица», «Профессии детского сада» и другие.

Рассматривание репродукций по темам.

Беседы.

Чтение художественной литературы .

Презентации.

Выставки рисунков: «Что для меня Родина?», «Мамин портрет», «Портрет моего папы», «Моя семья».

Экскурсии в лес, по детскому саду, в школы (СОШ, музыкальную и спортивную), библиотеку, к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны

Фотовыставки «Мой папа солдат», «Мамы и папы на работе», «Семья – здоровый образ жизни».

Утренники «День Победы», «Защитники Отечества», «Праздник бабушек и мам».

Дети принимали участие в легкоатлетическом забеге, посвященном Дню Победы, в праздничном концерте на площади.

В работе с родителями изначально проведено анкетирование «Патриотическое воспитание — что это?», затем, по итогам анкетирования, проведено родительское собрание на эту же тему.

Родители активно включились в работу. Принимали участие в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, букета из осенних цветов, «Мамины постряпушки». Это не только обогатило семейный досуг, но и объединило детей и взрослых в общих делах.

Вместе с детьми родители занимались исследовательской деятельностью, результатом которой стали три книги «Генеалогическое древо», «От чего произошла моя фамилия» и «Почему так названа моя улица». Благодаря участию в районном конкурсе «Наша славная победа» семья Богатовых разыскала своего родственника, погибшего в годы Великой Отечественной войны и служившего в танковых войсках.

ТРУДНОСТИ: Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в истории страны вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Очень жаль, что сейчас нам не доступен краеведческий музей Дома творчества.

Благодаря проведенной работе, у дошкольников моей группы сформировались начальные знания о малой Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

В октябре 2015 года я выходила с данной темой на конкурс по патриотическому воспитанию в районе и области, но там была отображена работа за

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: