Новые технологии в образовании как средство формирования и развития познавательной деят

Новые технологии в образовательном процессе

как средство формирования и развития познавательной деятельности учащихся. Метод проекта.

Ракипова Светлана Максутовна,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ертарская средняя общеобразовательная школа №27

Уверенное владение новыми информационными технологиями дает возможность каждому педагогу сформировать и развить познавательную деятельность учеников к своему предмету.

Многие из вас (особенно стажисты) помнят, что образовательные стандарты первого поколения были ориентированы, в основном, на определение уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений конкретного школьника.

А вот стандарты второго поколения имеют уже несколько иные назначения: 1. Они предусматривают определение ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результата образования.

2. Выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, на мой взгляд, близкую к ЕГЭ.

Всем известно, что аксиологический акцент любой педагогической технологии – это формирование и развитие познавательной деятельности ученика. И, поэтому, современные информационные технологии, а также СМИ значительно помогают в расширении возможностей социокультурных коммуникаций школьника. Одним из ведущих методов — это метод проекта, который является яркой педагогической технологией как раз при формировании и развитии познавательной активности школьников. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие компетенции:

Рефлексивные умения;

Поисковые (исследовательские) умения;

Умения и навыки работы в сотрудничестве как друг с другом, так и с наставником;

Менеджерские умения и навыки (особенно ярко проявляются во время бесед с односельчанами);

Коммуникативные умения;

Презентационные умения и навыки.

Он дает возможность так организовать работу ученика (часто исследовательскую), что ученик (или ученики), изучая проблему, может найти не только традиционное решение (т. е. то решение, которое прогнозируется руководителем), но часто бывает, что эти решения – нестандартны.

Увы, далеко не каждая школа обладает достаточным количеством наглядного материала, и я уже не говорю о том, что даже то, что имеется – морально устарело. И вот здесь «палочкой-выручалочкой» для педагога становятся компьютер и проектор. Они дают возможность не только отобразить современную историческую карту или иллюстрацию, но и интерактивно проследить ход какого-нибудь события.

В 5 классе, например, можно проследить Фермопильское сражение или бой при Саламине, а еще раннее можно увидеть расселение первобытного человека.

Подобного рода материал можно найти как в специализированных магазинах, так и в сети Интернет. Здесь главное, «пропустить» его через СВОЙ конспект урока.

Но зачастую случается, что учитель не может найти нужный материал и тогда он приступает к созданию собственных авторских работ. Но наибольшую ценность и гордость за подобного рода работы, вызывают те, которые были созданы руками учеников. И метод проектов в этом случае становится основополагающим.

Ученики с удовольствием вступают в совместную научно-творческую деятельность с учителем. Всю подобную работу можно разделить на несколько этапов:

Мониторинг. Этот этап практически полностью ложится на учителя. В ходе работы педагог определяет проект, над которым будут работать его ученики. В этот момент он определяет тему проекта и ставит его цель. Как правило, здесь приходится ориентироваться на открытый урок или конкурс.

Мотивация. Работа на этом этапе так же полностью выполняется учителем. То есть здесь необходимо поработать над тем, чем можно будет заинтересовать учащихся и замотивировать их на работу.

Форма проекта. После мотивации учащиеся уже работают в тандеме с педагогом. На этом этапе вместе определяется, о чем или о ком будет работа, в какой форме представлен проект и разрабатывается план работы, с обязательным обозначением ответственных за каждый пункт плана. Но есть одно «но». В плане работы необходимо обозначить две цели проекта: детей и педагога. Например, во время подготовки к конкурсу «Забытая война», посвященной к 100-летию Первой Мировой войны, учащиеся самостоятельно определили тему работы «Мы – женщины России» и обозначили свою цель: узнать как можно больше о женщинах времен Первой Мировой войны. Тогда как целью учителя было: развитие познавательной деятельности в ходе работы над темой. Далее учащимися было принято решение оформить экспозицию в кабинете истории. И по материалам этой экспозиции создать одноименный видеоролик. Подобным образом проходила работа и над другими проектами (видеороликами: «Славен подвиг трудовой»; «Ракиповы – моя многонациональная семья; «Мы – против коррупции»; «В единстве наша сила»; интерактивным кроссвордом «Отечественная война 1812 года. Героям войны посвящается»; настольной игры-пазл «Танки под Прохоровкой»; научно-исследовательский проект «Поселок Ертарский в годы Великой Отечественной войны»; И здесь главное так определить тему проекта, чтобы работа была актуальной не только во время конкурса, но и «работала» во время уроков или внеурочной деятельности дальше. Вот тут учащихся «оставлять одних нельзя» — только вместе с учителем они смогут удачно подобрать тему проекта.

Работа над проектом. После составления плана работы этот этап можно разделить на два под этапа:

Поиск информации. Используются все методы поисковой деятельности: работа с фондами библиотек, архивными данными, ресурсами Интернет, а также из бесед с односельчанами;

Создание проекта: написание сценария (для видеоролика), лекции для экспозиции, или научно-исследовательского проекта. А после, уже непосредственная работа над видеороликом или презентацией.

«Работа» (или жизнь) проекта. Это уже заключительный этап, когда проект начинает «работать». То есть, участвовать либо в конкурсе, либо во время образовательного процесса. В ходе уроков учитель обязательно называет имена авторов этого проекта (для того, чтобы учащиеся, в первую очередь, заинтересовались работой своих товарищей и тем самым появилось желание, работать над другими подобными проектами, а во-вторых, чтобы материал вызвал бы стопроцентное внимание к теме урока).

Но в основном, учителю приходится самому заниматься созданием помощников к своим урокам. Таковыми являются и презентации, и предметные словари, и памятки по истории, и различный дидактический материал.

Одним из подспорья к уроку, а точнее приложением к учебнику можно считать словарики. Они дают возможность учителю не тратить время от урока для записи терминов и в то же время всегда свободно находить необходимое определение.

Следующее – это буклеты. Благодаря красочному оформлению удачно удалось провести уроки-семинары по методу кейс-технологий в 5 и 6 классах по темам «Религия Древней Греции» и «Владимир Красно Солнышко», а в конце урока или как проверка домашнего задания на следующем, можно использовать пазлы: собрал картинку-назвал божество-назови его функции.

Ну и последнее, что помогает учителю – это именные памятки по истории. По предложенному в них алгоритму описания какого-либо исторического события или портрета школьники учатся правильному и последовательному изложению пройденного материала.

Честно говоря, часто приходится брать дополнительный материал к урокам не только с электронных приложений, но и с учительских сайтов. Конечно, каждое слово в работах коллег я пропускаю через конспект урока, но безумно благодарна за их труд и всегда достойно оцениваю его. Но, поскольку приходится создавать немало своего материала, то очень хочется, чтобы и мои работы и работы наших учеников использовались другими педагогами на своих уроках. В сети Интернет есть достаточное количество учительских сайтов – это и nsportal. ru, и Учпортал, и Педсовет, и Прошколу, и Фестиваль педагогических идей «1 сентября», и Завуч. инфо, и мн.-мн. другое.

Они являются, своего рода посредниками в общении педагогов и дают возможность не только учиться у коллег, но и делиться своим опытом работы. С каждым днем подобные педагогические сообщества только расширяются сами и расширяют свои технические возможности. Они помогают повысить свой профессионализм, через различного рода курсы повышения квалификации (часто дистанционные), вебинары и педагогические конференции. А также дают возможность разместить на своих порталах не только работы педагогов, но и наших учеников. За что им отдельная благодарность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: