Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим н

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Шмидт Елена Владимировна учитель-логопед.

МБДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида Антошка»

Город Прокопьевск, Кемеровская область.

Предоставляя опыт, я как учитель-логопед делаю акцент на условиях, позволяющих организовать реальность ежедневного общения с детьми, содействующего развитию дошкольников, исправлению речевых нарушений. Трудно переоценить роль речи в современном мире. Ускорение ритма жизни, большой объем потока информации, необходимость адекватных реакций на происходящее, государственная политика, ставящая целью воспитание, развитие человека, способного успешно адаптироваться к условиям инновационных явлений. На первый план выдвигаются не знания, умения, навыки, а компетентность, умение работать с информацией, применять знания на основе личного опыта. Психофизические особенности ребенка раннего дошкольного возраста объясняют важность звучащего слова. Для него много значит стиль общения, интонация голоса, телесный контакт. Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальном влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном выражении. О чем свидетельствует упрощение словаря, грамматического оформления речи, а также снижение выразительности, образности, действенного потенциала. Вырастить человека грамотного, а грамотность рассматривается, как умение читать, понимать и использовать текстовую информацию, невозможно без становления личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет для себя дальнейшие перспективы на жизнь. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений, рассматриваются мною как основа формирования полноценной личности ребенка. Развитие и коррекция речи, рассматривается мною не только в лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных способностей общения детей друг с другом, со взрослыми посредствам формирования связной речи дошкольников. Качества связной речи определяют готовность ребенка к школьному обучению. В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Формирование связного высказывания у детей с ОНР является конечной целью в общем комплексе речевых мероприятий. Подтверждение этому мы находим в работах иных авторов: Ефименкова Т. Б., Глухов В. П., Филичева Т. Б., Соболева А. В., Ткаченко Т. А. Практика моей работы показала, что использование данных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложности речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия, часто задержка психического развития), недостаточной мотивацией. Целью своей работы при коррекции связной монологической речи считаю поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия, обеспечивающего устойчивый, стабильный результат работы в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

формирование мотивации связного высказывания, отталкиваясь от личностно-значимой для ребенка ситуации;

воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной на контроле и самоконтроле;

обучение овладению различными видами связной монологической речи;

усвоение лексико-грамматических средств, как основы для построения развернутого высказывания.

По мнению Сохина Ф. А. в старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребенок занимается зразу на всех «факультетах». Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально усложняется, если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического; недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Первые экспериментальные исследования связной речи были проведены под руководством С. Л. Рубинштейна, который ввел в употребление термин «связная речь». Он определял ее как речь, передающую логически связное содержание в форме, понятной из самого контекста. Связная речь характеризуется различными авторами не в своей непосредственной предметной отнесенности, а от способности говорящего выразить свои мысли понятно для слушателя. Сформированная связная речь – важнейшее условие успешного обучения ребенка в школе. В коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующая кропотливой, длительной работы логопеда. Подтверждение этого я нахожу в работах многих авторов. Методики, предлагаемые Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. Л., Филичевой Т. Б., Соболевой, Глуховым В. П. успешно апробировала и использую на практике. Использование вышеперечисленных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложностью речевой патологии, недостаточной мотивацией. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия. Ведущими выделяю следующие:

опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы;

овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.

Важнейшим в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: