Нетрадиционные формы работы с семьей как средство формирования активной позиции родител

«Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей»

Часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений от педагогов можно слышать о пассивности современных родителей в вопросах воспитания детей. Поэтому одной из приоритетных задач становится активное включение родителей воспитанников в педагогический процесс.

Сегодня в дошкольных учреждениях в той или иной форме осуществляется деятельность по установлению и укреплению системы взаимодействия «детский сад – семья»: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся разнообразные мероприятия и т. д. Однако, к сожалению, теоретики и практики констатируют тот факт, что имеется целый ряд проблем, который по-прежнему препятствует эффективному взаимодействию педагогов и родителей воспитанников.

Нынешние молодые родители в силу отсутствия собственного полноценно игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются «заниматься» с ним, а вот играть с подросшим сыном или дочкой, как правило, не хотят или не умеют.

А ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Это и развлечение, и обучение, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых и коррекция детско-родительских отношений. Именно игра при поддержке ближайших взрослых выступает одним из ведущих средств его адаптации к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие, потребность в самообразовании и саморазвитии.

Совместная игра родителей и ребенка-дошкольника помогает лучше понять друг друга, в результате чего взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными.

Именно поэтому данная проблема является актуальной, ведь необходимо донести до сознания родителей важность и полезность игры, научить и разнообразить их игровой опыт, для того чтобы они, в свою очередь, научили играть своих детей. При умелом руководстве со стороны родителей, игра способна творить чудеса. Как отмечает Е. М. Минскин, «ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем, игра — словно волшебная палочка, может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».

Поэтому клуб, как нетрадиционная форма взаимодействия родителей и дошкольного учреждения – наиболее подходящая для этого форма работы по формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей.

В рамках работы данного клуба родители обучаются способам применения и формирования оптимального состава различных видов игровых средств обучения: организация на их основе игр и игрового взаимодействия с детьми; получают консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; знакомятся с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; учатся играть с детьми и активно взаимодействовать в совместных играх.

В работе Семейного клуба использовались различные формы, методы и средства работы с семьями воспитанников. Занятия в Семейном клубе проводились один раз в месяц в вечернее время, 1,5-2 часа.

Формы работы:

-информационно–аналитическая – это выявление интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование);

-наглядно-информационная – для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, которые не смогли посетить занятия клуба, в котором предлагается информация по прошедшей теме занятия, памятки с практическими советами, рекомендации.

-познавательная – для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний игрового общения с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье. Это участие родителей в работе клуба «Играем вместе» — посещение занятий, на которых родители получают теоретические и практические советы о играх и игрушках, о том как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях, как подготовить и провести праздник и атрибуты (угощения, подарки, сувениры) к нему.

-досуговая – для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок;

Для оценки эффективности работы Семейного клуба нами были проведены повторное анкетирование родителей и рисуночный тест «Моя семья».

Полученные нами результаты позволили отметить, что использование нетрадиционной формы работы с родителями — Семейный клуб «Играем вместе» — способствует формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей, навыков игрового общения с ними, творческого интереса к изготовлению самодельных игрушек для игр, устойчивой потребности в совместной игровой деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: