Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка Чурсина Г. Л.

План

1) Введение.

2) Понятие о методах, приемах, средствах и формах обучения.

3) Урок – как основное организованное звено процесса обучения.

4) Методы, применяемые на уроке немецкого языка.

5) Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.

6) Заключение.

1) Урок – зеркало общей педагогической культуры учителя и мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. на уроке, хотя внеурочная деятельность занимает при этом значительное вре К. Д. Ушинский.

Урок – это традиционная форма обучения. Но его можно разнообразить применением нетрадиционных приёмов и форм обучения. Мне близка, так сказать, нетрадиционная методика, т. к. она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении, в сотрудничестве. Урок – личное произведение каждого учителя. Я иногда вношу изменения в план в зависимости от языкового багажа и способностей учащихся. Я начала работу над созданием и использованием своих собственных научно-методических разработок, таких как: зачётная система на уроках немецкого языка, сборник тестов по грамматике и страноведению, контрольные работы по немецкому языку, сборник сказок по грамматике немецкого языка. В своей деятельности я использую активные формы учебной работы. Раз уж мы начинаем преподавать немецкий язык в 5 классе то необходимо давать его концентрированно, чтобы за 5 лет изложить всё, что предписывает программа средней школы. Лучше научить детей языку пока они горят желанием овладеть им, чем потом навязывать его и мучиться в поисках путей повышения интереса к предмету. Ведь недаром говорят «куй железо пока горячо». Практика показывает, что учащиеся, даже успешно окончившие курс обучения иностранному языку, испытывают большие затруднения, если им приходится принимать участие в реальной спонтанной беседе на этом языке. Именно поэтому одной из главных задач я считаю научить учащихся речевому общению на немецком языке, используя для этого различные приёмы, средства и формы обучения. 2) Методы обучения – это способы взаимосвязи деятельности педагога и школьников по реализации намеченных целей обучения. К методам относятся приёмы и средства. В методике обучения иностранным языкам выделяются 8 методов взаимодействия учителя и учащихся. 1) Ознакомление с материалом; наглядно-чувственное, коммуникативно-ориентированное ознакомление. 2) Активное, коммуникативно-ориентированное, по возможности проблемно-организуемое осмысление. Для более глубокого осознания и осмысления существующих признаков грамматического, лексического явления, текста важно чтобы они были результатом активных, самостоятельных действий учащихся. Для этого учителю необходимо по возможности ситуативно и проблемно осуществлять объяснение, организовывать самостоятельный поиск этих признаков учащимися. 3) Коммуникативно-направленная тренировка продуктивного плана, а иначе – говорения и письма. 4) Коммуникативно-направленная тренировка рецептивного плана, а иначе аудирования и чтения. Необходимо свести до минимума механическое повторение, а действия по аналогии должны быть мотивированными, сменяться действиями преобразования, комбинирования при увеличении удельного веса самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо чтобы у ученика действительно появилось желание что-то узнать, сообщить, представить себя на месте другого лица, соответственно строя своё речевое поведение. 5) Коммуникативно-мотивированное применение говорения и письма. 6) Коммуникативно-мотивированное применение аудирования и чтения. 7) Организация адекватного контроля речевых действий продуктивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля (самооценки, коррекции при порождении речи). 8) Организация адекватного контроля речевых действий рецептивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля при восприятии речи. Выделенные методы отражают взаимодействие учителя и учащихся, которое чётко прослеживается в каждом методе: учитель или при самостоятельной работе ученик организует комплекс определённых, целенаправленных действий. Эти методы направлены на развитие всех основных сфер деятельности учащегося; а т. ж. на развитие таких важных психических процессов как восприятие, внимание, мышление, память, чувства и эмоции. В методике преподавания иностранного языка различают основные и вспомогательные средства обучения. К основным в первую очередь относится программа и учебник. В новый УМК по немецкому языку входит помимо учебника набор кассет, наглядных пособий, картинки по темам, кинофильмы, книга для чтения, книга для учителя и рабочая тетрадь. Цель новой серии УМК – это обеспечение достижения учащимися государственного стандарта в овладении немецким языком, который был бы минимально коммуникативно-достаточным для непосредственного и опосредованного общения на этом языке. Базовый курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы) и должен обеспечить в итоге развитие у школьников коммуни
кативной компетенции в немецком языке, т. е. способность и готовность практически использовать приобретённые ими речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в непосредственном общении с носителями языка, так и в опосредованном. В базовом курсе ученик в итоге, как правило, не достигает одинаково высокого уровня в развитии всех видов деятельности: говорения, чтения, письма, и аудирования. Учебник это основное пособие для ученика, где он находит: 1) языковой, методически организованный материал 2) необходимые упражнения для овладения материалом 3) пояснения: грамматический справочник, словарь, сноски К средствам обучения относят также видеоматериал, схемы, муляжи, дидактические материалы и игры. Приёмы – это конкретное содержание действий с учебным материалом. Они могут сильно отличаться в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе, поскольку их конкретное содержание, их выбор определяется принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам, в рамках той системы, по которой идёт обучение. К частно-методическим приёмам относят следующие: 1группа – приемы, направленные на ситуативное предъявление единиц материала и способов действий с ними (многократное произношение, показ речевого образца, запрос информации, семантизация слова путём перевода). 2 группа – приемы, направленные на объяснение, выделение существенных признаков явлений, на стимулирование познавательной активности учащихся, на организацию поисков закономерностей самими учащимися. 3 группа приёмов направлена на организацию тренировки, на создание условно коммуникативной ситуации побуждающей к восприятию образца действия, в том числе от лица какого – либо персонажа в условиях ролевой игры, побуждение к варьированию и комбинированию речевых образцов. 4 группа – приёмы направлены на организацию общения и формирование коммуникативной мотивации, создание коммуникативных ситуаций с помощью разного рода стимулов, описание ситуации общения и постановка коммуникативной задачи с привлечением наглядности. 5 группа – приёмы контроля: фронтальное тестирование с помощью разного вида теста, организация само – и взаимоконтроля с помощью карточек с ключами и опорами, различные игровые формы проверки. Находясь в такой связи приёмы учения, реализуются в процессе выполнения упражнений. В каждом упражнении как бы закодированы конкретные действия учащихся. Учитель, ставя задачу, актуализирует их и управляет ходом выполнения. Традиционной формой обучения иностранному языку является урок. 3) Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Урок, будучи самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса, является звеном в цепи уроков, где решаются, наряду с тактическими задачами, задачи стратегического плана. Урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать промежуточные задачи; в этом смысле каждый отдельно взятый урок находится в горизонтальном ряду других уроков. Конкретные задачи каждого урока вытекают из задач, решаемых на предыдущем уроке с прицелом на последующий. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной и образовательной целей через решение конкретных задач. Н. п. – тренировать учащихся в употреблении новой лексики – учить воспринимать на слух диалогический текст – систематизировать знания о … – учить читать и составлять план прочитанного текста – учить выражать свое мнение, используя заданные выражения – учить читать текст с опорой на догадку и т. д. Задачи определяет сам учитель. Их не всегда можно конкретно сформулировать к каждому уроку, так как они зависят от группы, класса; то уровня обученности и воспитанности класса; от событий, происходящих в данное время в классе, городе, стране; от личности самого учителя, его интеллигентности, изобретательности, находчивости и чувства юмора, коммуникабельности, наконец, от стимулов идущих от самого материала. В этом смысле большой потенциал содержится в текстах о великих людях, о значительных исторических событиях, о сохранении природы и т. д. Учителю не следует допускать монотонности. Важно вести урок в разных регистрах, применяя нетрадиционные методы и формы обучения. Они во многом имеют для учащихся интеллектуальный смысл и освобождают

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: