Нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий

Нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И. П. Подласым.

Уроки-“погружения”

Уроки – деловые игры

Уроки-пресс-конференции

Уроки-соревнования

Уроки типа КВН

Театрализованные уроки

Уроки-консультации

Компьютерные уроки

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки аукционные

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки-зачеты

Уроки-сомнения

Уроки – творческие отчеты

Уроки-формулы

Уроки-конкурсы

Бинарные уроки

Уроки – обобщения

Уроки – фантазии

Уроки-игры

Уроки-“суды”

Уроки поиска истины

Уроки – лекции “Парадоксы”

Уроки-концерты

Уроки-диалоги

Уроки – “Следствие ведут знатоки”

Уроки – ролевые игры

Уроки-конференции

Уроки-семинары

Интегральные уроки

Уроки – “Круговая тренировка”

Межпредметные уроки – интегрированные уроки

Уроки-экскурсии

Уроки игры “Поле чудес”

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Такие формы уроков используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.

Урок-соревнование “Математический ринг”

Урок проводится в форме соревнования учащихся с командой экспертов на основе телевизионной интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”

Учащиеся класса являются командой “Знатоки”, члены жюри являются командой “Эксперты”.

Цель: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Задачи:

повторить компоненты сложения, вычитания, умножения, деления;

продолжить работу по решению задач;

систематизировать знания по геометрическому материалу;

закрепить умения и навыки по решению уравнений;

развивать логическое мышление;

воспитывать любовь и интерес к предмету.

Оборудование:

Аудиозапись музыкальной заставки игры “Что? Где? Когда?”

Табло для ведения счета с названием команд “Знатоки” (учащиеся), “Эксперты” (члены жюри)

Конверты с заданиями.

Черный ящик.

Наглядность геометрического задания.

Скрипичный ключ для обозначения музыкальной паузы.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас с вами, ребята, занятие будет проходить в форме математического ринга. В ходе занятия мы с вами повторим раннее пройденные темы и недавно изученные…

Звучит музыкальная заставка.

– Итак, вы будете считаться командой “Знатоки”. Вы должны ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные вам командой “Эксперты”. Эти вопросы лежат перед вами в конвертах. Последовательность заданий вы будете определять сами, решив выражения.

Сумму чисел 25 и 10 разделить на 7 (конверт №5).

Логические задачи.

Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

В семье 3 детей: два мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В – есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г – есть начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?

3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же и одинаковое количество яиц за один и тот же промежуток времени?

К частному чисел 36 и 9 прибавить 3 (конверт №7).

Найдите значение выражений с объяснением.

Из 29 вычесть произведение чисел 5 и 5 (конверт №4).

Найдите закономерность, и продолжи ряд чисел:

3 10 6 …

Сумму чисел 36 и 6 разделить на 6 и вычесть 7 (значение 0 – музыкальная пауза)

Физминутка:

Шаг на месте – раз, два, три, Плечи шире разверни. Проведем с вами игру:Все присядем, скажем: “У-у!”Быстро встанем, скажем: “А-а!”Нам пора уж за дела.

Из частного чисел 49 и 7 вычесть 5 (конверт №2).

Решите задачу с пояснением, предварительно записав условие на доске, назовите полный ответ задачи.

В буфете 6 кг яблок, груш в 4 раза больше, чем яблок, а бананов – в 3 раза меньше, чем груш. Сколько всего фруктов привезли в буфет?

Произведение чисел 6 и 4 раздели на 8 (конверт №3).

Найди и назови все треугольники.

Из разности чисел 29 и 13 вычесть 10 (конверт №6).

Решите уравнения и назовите их значения.

Разность чисел 27 и 19 разделить на 8 (конверт №1).

У этой фигуры 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла. Площадь этой фигуры вычисляется по формуле S= , а периметр – Р=.

Внимание, вопрос: что за геометрическая фигура находится в чёрном ящике?

Итак, наша игра подошла к концу. Какое задание вам понравилось больше? Какое задание вызвало затруднение? Слово предоставляется жюри.

Жюри:

Наша игра закончилась со счетом __________В пользу команды “____ ”.

Используемая литература.

И. Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.

И. П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.

Обобщение личного опыта по организации нестандартных уроков-закрепления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: