Нестандартные приемы обучения на уроках иностранного языка

Нетрадиционные формы обучения на уроках иностранного языка

Чикнайкина Наталия Васильевна, учитель иностранного языка МБОУ «Редкодубская СОШ»

Урок — культуроведческий феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира.

Современное развитие общества с одной стороны и результаты творческих поисков педагогов с другой стороны выявили новые формы обучения школьников. Среди них получили распространение нетрадиционные формы обучения, не нарушающие целостный процесс обучения. Именно они являются одним из путей развития нашего педагогического творчества, способствуют совершенствованию нашего методического арсенала.

Проводить нетрадиционный урок приходится не часто. Потому что как я убедилась на практике, такие виды уроков требуют тщательной подготовки. Подготовки не только деятельности учителя, но и нередко деятельности учащихся. Эти уроки реализуются на завершающем этапе обучения, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля, т. е. сочетания проверки с повторением материала по теме (ам) и воспитания учащихся, развитием их творческих способностей. Проходят такие уроки в необычной, нетрадиционной обстановке, например в холле школы, в актовом зале, в библиотеке в компьютерном классе и др. местах. Подобная смена обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий при в традиционных условиях ( при ответе у доски, стола учителя, либо со своего места за партой) из — за боязни совершить ошибку. Осуществляется при обязательном участии всех учеников, группы класса (100 %). Реализуется с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (музыкальное, художественное оформление, маски-костюмы, предметы, декорации ( завершаются наградой победителя, занявших1,2,3 места с вручением наград.

При проведении нетрадиционных уроков следует учитывать определение темы и целей уроков, определение пути достижения этих целей, далее выбор методов, форм, средств и приемов. Необходимо учитывать степень новизны не только своей деятельности, но и деятельности учащихся. Естественно, отсюда возникает необходимость создания положительной атмосферы, которая прямым образом связана с познавательной деятельностью учащихся.

Анализируя нетрадиционные уроки, могу сказать, что они помогают мне глубже осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи, неформально способствуют усвоению системы знаний смежных дисциплин.

Мною практикуются такие нетрадиционные уроки, как урок-путешествие, урок-соревнование, урок-телемост, урок-диспут, урок-зачет, урок-тест, урок-игра, урок-конкурс и др.(уроки размещены на сайте).

Несмотря на разнообразные виды уроков, следует помнить, что общими остаются дидактические требования, среди которых — вооружение учащихся прочными знаниями, формирование общеучебных и трудовых навыков и умений, развитие творческой личности, готовой для самостоятельной жизни после школы, для продолжения образования.

Использование нетрадиционных методов и форм обучения приносят, конечно, положительные результаты. В процессе организации учебной работы учащиеся получают большую возможность почувствовать удовлетворение и радость от успеха собственной деятельности. В этих условиях часто создаются ситуации успеха не только способных детей, но и других учащихся. А если урок осознается как ситуация успеха или эпизод урочных занятий приживается в качестве ситуации успеха, то это залог положительного отношения к учению, к школе, к себе.

Сформировать положительное отношение к ученью, изменить мотивы учебной деятельности, преодолев негативное отношение к учебе, являются одними из моих главных задач при планировании нетрадиционных уроков немецкого и английского языков.

Нетрадиционные формы обучения изменяют стандартно-регламентированные формы и методы школьного обучения, т. к. изменяют деятельность на уроке как основы учебного процесса. Они позволяют продвижение каждого в отдельности и всех вместе. Новая технология уроков приводит к состоянию творческого беспокойства, создается ощущение новизны педагогического труда, преодолевается как бы его повседневность и привычность. Но, это как известно, возможно только при желании творить самого учителя.

Какие же нестандартные приемы и формы обучения применяю конкретно на уроках.

Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Я считаю, что почти в любой вид деятельности на уроке ин. яз. можно внести элемент игры. Видоизменяя игровые ситуации, я стараюсь создать условия для автоматизации лексических и грамматических явлений. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу в речь. Приведу несколько примеров моей работы над некоторыми грамматическими темами.

1.Так, например, работая в младших классах на первых же уроках при тренировке учащихся в спряжении sein, haben, werden мы используем считалочки, которые помогают быстро усвоить предложенный материал

ich bin wir sind

du bist ihr seid

er ist sie sind

Wer ist bei Artist? Du bist Artist, mein Kind!

Ich habe wir haben

Du hast ihr habt

Er hat sie haben

Wer ist bei uns Akrobat? Wir sind keine weisse Raben!

Ich werde wir werden

Du wirst ihr werdet

Er wird sie werden

Du bist Domrteuer, mein Kind! Wir reden sogar mit den Pferden!

2.На первых уроках английского языка тоже используем рифмовки, которые учащиеся с удовольствием учат.

Apples here, apples there, Bounce! Bounce! It is my ball!

Apples. Apples everywhere! It does t wont to stop at all!

I am a cat. My name is Ha

I am not fat. I like to chat.

Why do you cry, Willy? Raise your head!

Why do you cry? Jump up high!

Why, Willy? Why, Willy? Wave your hand

Why, Willy? Why? And say «good-by!»

I can jump, I can run, Mind the clock

I can sing, I can dance, And keep the rule:

I can sing, I can swim, I can t fly, Try to come

I can climb and say «good-by!» In time to scool! идругиерифмовки.

3. Для закрепления спряжения модальных глаголов wollen, konnen, durfen, mogen, sollen, mussen я использую следующие рифмовки:

Ich will, ich kann, ich soll, ich muss wir wollen, wir konnen, wir sollen, wir mussen

Das Lernen ist eine harte Nuss wir knacken gern die harten Nusse!

Ich wll doch immer lustig sein wir wollen immer lustig sein

Du willst doch immer lachen ihr wollt doch immer lachen

Er will auch manchmal fleissig sein sie wollen immer fleissig sein

Und macht tolle Sachen sie wollen vieles machen.

Таким образом можно закрепить спряжение всех модальных глаголов.

4. При работе над темой Perfekt в 6 классе я представляю ребятам глаголы в рифмованном виде так, чтобы они могли сопоставить и отрабатывать их сразу в трех временных формах, например;

PrasensPrateritumPerfekt

Ich mache ich machte ich habe gemacht

Ich lache ich lachte ich habe gelacht

Ich suche ich suchte ich habe gesucht

Ich schmucke ich schmuckte ich habe geschmuckt

Ich denke ich dachte ich habe gedacht

5. Один из труднейших разделов немецкой грамматики — порядковые числительные. Но на уроке их можно интересно и увлекательно изучать. Вначале объясняется как образуются количественные числительные, учащиеся записывают примеры:

der, die, das zweite der, die, das zwanzigste

Далее отмечаются особые случаи образования порядковых числительных, которые нужно запомнить: der, die, das erste, der, die, das dritte

Теперь основная работа с порядковыми числительными ведется с использованием гороскопа, имеющего вид таблицы. В этой таблице представлены все знаки Зодиака, рядом с каждым знаком записаны даты, соответствующие ему.

Horoskop

Steinbock 22.12 — 19.01

Wassermann 20.01 – 19.02

Fische 19.02 – 20.03

Widder 21.03 – 19.04

Stier 20.04 – 20.06

Zwillinge 21.05 – 21.06

Krebs 22.06 — -22.07

Lowe 23.07 – 23.08

Jungfrau 24.08 – 22.09

Waage 23.09 – 23.10

Skorpion 24.10 — -22.11

Schutze 23.11 – 21.12

Учащиеся хором читают по-немецки названия знаков Зодиака. Далее учащиеся определяют, кто они по гороскопу и называют дату своего рождения. Ответы записываются в тетрадях, при чем порядковые числительные должны быть записаны в скобках полностью, например;

Ich bin Lowe. Ich bin am 10. April ( am zehnten April) geboren.

Далее ведется работа в форме фронтального опроса учащихся: когда родились их родители, братья, сестры, друзья, кем они являются по гороскопу. По образцу микродиалога, записанного на доске, учащиеся сами составляют диалоги, рассказывая о себе и своих близких, например:

-Hallo, Lena! Wann bist du geboren?

-Ich bin am 17. Februar (am siebzehntenFebruar) geboren.

— Also, du bist Wassermann. Nicht?

-Ja. Ich bin Wassermann. Und du?

— Ich bin Jungfrau. Ich bin am 16. September ( am sechszehnten September) geboren.

Далее учащиеся повторяют по учебнику образование порядковых числительных и записывают в тетради даты рождения родителей и своих близких. На мой взгляд, грамматический материал в таком предъявлении усваивается учениками весело, легче и быстрее.

6. Так же можно интересно предъявить материал в 6 классе — слабое склонение существительных, скучно его объяснять обыденными фразами. Можно предъявить историю о том, как сильные личности_ человек, обезьяна, животные — слон, медведь, лев, зайчик и хитрая обезьянка договорились «измениться» по слабому склонению. Но не смогли скрыть своей ловкости и силы и во всех падежах кроме именительного стали притягивать к себе окончание –en.

Затем проводится игра « Угадай – ка»

Именительный падеж Кто лежит в моем пакете?

Родительный падеж Чей хвост, голову, уши я нарисовала?

Дательный падеж Кому Pixi дает корм?

Винительный падеж Кого рисует Pixi

7. При предъявлении степеней сравнения прилагательных можно отправиться в незнакомую страну, где один город большой, другой еще больше, третий самый большой, улицы в нем – одна широкая, другая шире, третья самая широкая, площади там — одна красивая, другая красивее, а третья самая красивая и т. д. ( следует показывать рисунки с изображением предметов разного размера)

8. Работая несколько лет на младшей ступени обучения ( можно применять и в среднем звене), предлагаю задания в такой форме:

_ Веселый Незнайка мечтает полететь в космос. Но ты знаешь, что космонавтом может стать только лишь знающий человек. А наш Незнайка не умеет употреблять предлоги. Помоги ему вставить предлоги, тогда он сможет полететь в космос.

— Дед Мороз искусный художник. С помощью волшебной кисти он заморозил все артикли, на их месте появились снежинки. Восстанови их!

-Ты уже узнал этого храбреца из мультфильма «Ну, погоди» Стараясь запугать волка, он не употребил ни одного существительного. Надеюсь, что ты прочитаешь с помощью картинок, о чем хотел сказать Заяц Волку. Успехов тебе!

-Утенок совсем маленький. Мама – утка написала ему записку, но бедный малыш не умеет хорошо читать. Помоги ему прочитать записку.

-Вредная крыса съела все модальные глаголы и радуется, что теперь никто не сможет прочитать текст. Проучи ее. Вставь модальные глаголы в правильной форме!

— Смотри-ка, какой веселый Буратино! А ведь он большой проказник! Ты видишь ножницы у него в руках. Ими он вырезал окончания глаголов( можно также заменить предлогами, артиклями). Попробуй восстановить их!

Ты, конечно, узнал (а) этого милого безобразника. Смотри как ловко он работает ножницами! Карлсон вырезал все существительные и собрал их под чертой. Расставь их по местам! За дело!

— Посмотри на этого милого зайчишку! Как ему хочется прочитать, что здесь написано. Помоги ему назвать вместо воздушных шариков нужные слова. Это ты можешь!

— Почему так весел снеговик? Он понял, о чем говорят по радио. Ты тоже об этом узнаешь, если, читая сообщение, сумеешь вместо картинок поставить нужные слова.

9.Интересно и увлекательно можно провести урок по развитию техники чтения.

Kinder, heute lernen wir nicht! Heute fliegen wir! – вот и установка!

Полет в Космос – дело ответственное. Ошибок и недочетов не должно быть. На самую отдаленную от Земли орбиту выйдут космонавты, абсолютно подготовленные и знающие, т. е., те ученики, которые в отличном темпе, с правильным произношением прочитают текст. Попасть на самую отдаленную от Земли орбиту хочется каждому, но нужно уметь хорошо читать. (Нужно нарисовать Землю и 5 околоземных орбит)

Итак, как стога комиссия! Она замечает все недостатки в чтении: замедленный темп, нетвердую интонацию, неправильное произношение, грамматические ошибки и т. д.

Члены комиссии высказывают свое мнение о качестве чтения каждого, обосновывают его, распределяют космонавтов по орбитам.

Далее выходят дублеры. По истечении времени космонавты и дублеры вновь перед комиссией. Прекрасно читают дублеры и за каждое слово переживают космонавты.

Комиссия распределяет по орбитам дублеров, учитель выставляет оценки. На дом чтение текста по качеству которого будет отобран международный экипаж.

Следующий урок более результативен. Доска украшается аппликациями: Земля, космические корабли. Техника чтения — отличная. Отдельные дублеры превзошли космонавтов. А вообщем мы выполнили задачи урока: развитие техники чтения.

Такие уроки всегда интересны для учащихся, учащиеся более активны, стараются лучше отвечать, чтобы не отстать от других.

10. Процесс овладения иностранным языком должен проходить для учащихся без особых усилий и трудностей. Большое внимание уделяю на своих уроках формированию и совершенствованию у учащихся умений и навыков грамматически правильной речи, так как именно плохое знание грамматики немецкого и английского языков является зачастую главным тормозом полноценного общения. Для этого применяю нетрадиционные приемы при объяснении грамматического и лексического материала.

Объяснение грамматической темы «Спряжение глаголов «haben»

Kinder, seht bitte! Wer ist das? Das ist ein Drache. Er heisst «Haben». Sein Schwanz ist verwickelt. Wollen wir ihm helfen, den Schwanz los machen? Mussen wir uns an die Konjugation des Verbes «haben» erinnern.

Предлагаю детям взять с собой в путешествие воздушного змея –Haben — , хвост которого запутался.

На доске в разбросанном виде расположены треугольники с глаголами «haben» и местоимениями: ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie, sie.

Ребята, проспрягаем глагол haben, чтобы распутать хвост змея. Задание выполняется у доски. Дети распутывают змеиный хвост и получают следующую грамматическую конструкцию.

Грамматическая тема : « Perfekt слабых глаголов»

Ребята, в моем царстве живет много волшебных рыбок.

Ich male

machenge — ^ t Partizip II

turnen

spielen

Их зовут причастие второе, а по-немецки Partizip II. Далее перечисляю рыбок: ich, du, er, sie…… Но с моими рыбками приключилась беда. Раньше они везде плавали и все мне рассказывали: где были, что видели. А теперь я их не понимаю. Они теперь только поворачивают голову, машут хвостиком и говорят malen — grmalt, machen — gemacht. Ребята, посмотрите внимательно на слова и скажите, что изменилось в глаголе? ( учащиеся отвечают). А теперь давайте попробуем сами изменить глаголы. Воздушный змей «Haben» поможет рыбкам заговорить.

Seht bitte! Ich habe gemalt. Du hast gemalt и т. д. Учащиеся сами образовывают прошедшее время предлагаемых глаголов, используя образец, затем пытаются сформулировать правило образования Perfekt слабых глаголов

11. Использование игрового метода в обучении достаточно перспективно на уроках иностранного языка, в чем я убедилась сама. Например, превращение обычной ситуации в игровую путем постановки коммуникативно-игровой наглядности. В качестве примера — волшебные ворота, в которые пропускают лишь за правильные ответы. Можно подготовить такие ворота в виде линии, нарисованной мелом на полу класса, и, когда ученик правильно отвечает, то он может перейти за черту, т. е. эта будетуже другая половина класса. И, конечно, никто не захочет оставаться за данной чертой и будет стремиться перейти за другую половину.

12. Как известно, для учащихся порой сложно дается произношение иноязычных звуков. Их ведение можно обыграть в игровой ситуации. Ученикам предлагаются определенные ассоциации, например пчела(), втер(), змея() и. т.д.

13. Для лучшего запоминания лексики можно предложить учащимся несколько «секретных слов», которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны и поэтому выучивание лексики превратится для них в увлекательное дело. Создавая игровые ситуации на уроке, следует помнить, что при работе с диалогами необходимо придавать им особое значение и творческий подход. Например, ученикам предлагается прочесть в учебнике диалог по очереди, в котором говорится о том, что встречаются два человека и один из них спрашивает у другого время. Если учащиеся будут читать по очереди, а затем воспроизводить по памяти, то урок превратится в скучное времяпровождение. Но один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идею и игровые ситуации можно подсказать учащимся. И если они привыкнуть к фантазированию, они сами будут придумывать много оригинальных ситуаций. Вот некоторые ситуации, которые я применяю на уроках:

-мальчик знакомится с девочкой. Для того, чтобы завязать знакомство, он спрашивает у нее время и заводит разговор, например, о погоде.

-две девочки торопятся утром на уроки, но одна забыла часы дома. На улице она сталкивается с другой девочкой и узнает у нее время.

-разговаривают двое деловых людей по телефону( в руках у каждого трубка). Один из них уточняет, правильно ли идут его часы. Вариантов данного диалога может быть много.

14.Для создания игровых ситуаций можно использовать «stripstoryactivity». Такие игры выполняются следующим образом: учащимся раздается карточка, на которой написано одно предложение. За одну минуту ученик должен прочитать и запомнить предложение. Затем карточка возвращается учителю. Ученики собираются, например, в двух группах и проговаривают свои предложения. Они пытаются восстановить историю в наиболее логическом порядке. После непродолжительной подготовки каждая группа рассказывает свою историю. Предлагаемые истории можно инсценировать. Подобные игровые ситуации предназначены для активизации речевых и творческих умений.

15. Традиционно использую различные картинки, игрушки, пальчиковые куклы и т. д. Также предметы могут стать отправной точкой для создания интересных игровых ситуаций. Можно использовать игровую ситуацию под названием «если бы предметы умели говорить». Для этой цели можно принести на урок различные предметы: билеты, монеты, расческу, кошелек и. т.д. За определенное время ученики должны сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе.

16. На уроках часто применяю коммуникативные игры, которые способствуют качественному усвоению материала и делают радостным сам процесс познания., который становится для ученика потребностью.

Приведу примеры некоторых коммуникативных игр, применяемых мной на уроках.

Addonemore

В зависимости оттого, какую речевую конструкцию надо отрабатывать, первый игрок составляет предложение: I have аn apple( I like…I am see…She has…)

Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что то свое: Ihaveanappleandanorange.

Третий игрок добавляет еще какое то слово. Игра продолжается до тех пор, пока кто то из игроков не собьется.

I know five

Дети встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, произнося пи этом каждый по одному слову:

I know five animals: a fox–one, a dog-two, a cat-three, a pig-four, a bear-five.

Ребенок, закончивший этот раунд, бросает мяч следующему игроку. Игр продолжается.

When I go to London

Играющийначинаеттак: When I go ro London, I shall take suit-case with me.

Второй играющий:

When I go to London, I shall take a suit-case and a camera with me.

Каждый ученик, повторив названия всех предметов, может изменить предложение, задав тон новой цепочке. When I go to London, we shall see Buckingham Palace there…..

Аналогично можно провести такие игры и на немецком языке. Применяю также ролевые, подвижные игры, в которые дети с удовольствием играют.

17. Как я работаю над датой

Чтобы добиться правильного произнесения любой даты, например, «der 12. November», я организовываю следующую тренировку: принимаю таинственный вид и говорю шепотом: «Kinder, es geht das Gerucht durch das Dorf…. Heute ist der 12. November». Я наклоняюсь к ученику, сидящему за первой партой, и восторженным голосом сообщаю еще раз:» Heute ist der 12. November». По цепочке, на ушко, дети нашептывают друг другу эту фразу. (Если учащиеся неверно называют дату, другие учащиеся поправляют его). Далее последний учащийся встает и называет дату всему классу. Затем мы поем хорошо знакомую и любимую детьми песенку о смешном человечке, заменяя слова «смешной человечек» названием даты» der 12. November».

Der 12.November на крыше живет

Der 12.November ириски жует

Der 12.November не привык

Der 12.November большой озорник!

После этой песенки у всех прекрасное настроение. Несколько учеников, как правило, без ошибок называют дату. Аналогичную работу провожу и на уроках английского языка.

18. Как я перехожу к проверке домашнего задания

Чтобы снять напряжение и создать эмоциональный настрой перед проверкой домашнего задания, использую такую рифмовку:

Я :Ist eure Laune schlimm oder fein?

Хор: Fein, fein, fein!!

Я: Habt ihr Kopfschmerzen oder nein?

Хор: Nein, nein, nein!

Я:Ich bin eure Lehrerin. Ist es fein?

Хор: Fein, fein, fein!

Я: Bin ich bose oder nein?

Хор: Nein, nein, nein!

Я: Ihr seid meine Schuler. Stimmtdas?

Хор: Ja! Fein, fein, fein!

Я: Ihr seid Faulpelze (пауза) oder nein?

Хор: Nein, nein, nein!

Jetzt prufe ich das, ob alle Schuler die Hausaufgabe gemacht haben?

Вот на такой мажорной ноте мы начинаем проверять домашнее задание.

Приведенные примеры подтверждают убеждение в том, что процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным, утомительным и трудоемким. Есть много средств, которые могут помочь сделать иностранный язык интересным, увлекательным и легким. Нетрадиционные формы, конечно же, не единственные, но одни из самых главных помощников учителя, призванными пробудить у учащихся интерес к изучаемому материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения.

Каждый учитель в процессе работы определяет для себя ряд правил, которых он придерживается в своей педагогической практике. Приведу свои правила:

Оставляю плохое настроение за порогом класса, стараюсь быть на уроке в хорошем настроении.

Обращаюсь к ребенку всегда по имени. Это фиксирует личный характер общения, придает ему непосредственность.

Не лишаю ребенка радости открытия поиска, не даю ему готовых выводов, правил, где это возможно.

Не скуплюсь на похвалу

Не забываю про улыбку. Это знак дружелюбия, готовности к общению, открытости. Улыбка может растопить лед самого сильного недоверия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: