Нестандартное физкультурное оборудование

НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Для растущего детского организма решающее значение имеет двигательная активность. Это фактор, который стимулирует резервные возможности физического и психического развития детей. Между тем в детском саду этот фактор учитывается недостаточно. Недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.

Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья.

Двигательная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

В нашем детском саду предусмотрен один музыкально-спортивный зал, поэтому для нас, воспитателей, очень актуальной стала проблема оборудования двигательной среды групповых пространств.

Думаю, что многие педагоги согласятся со мной. Листая журналы «Дошкольное воспитание» и внимательно рассматривая публикуемые на его страницах рекламные проспекты игрового материала и физкультурного оборудования для дошкольных учреждений, мы радуемся и огорчаемся одновременно. Радуемся тому, что многие фирмы проявляют неподдельный интерес к нашим проблемам и выпускают необходимые для создания развивающей среды товары. Огорчаемся потому, что нашим детским садам все эти «чудеса» не всегда доступны: нет денег. Что делать? Ждать у моря погоды? Нет, конечно, нашими руками и руками родителей создаём разные варианты развивающей среды.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья детей, показать насколько у них повышается интерес к занятиям при использовании нестандартного оборудования.

Создание нестандартного оборудования – это всегда творчество, изобретение нового: по дизайну, по способу действий. Оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость – это несомненное достоинство, отличающее наше оборудование от типовых, массовых образцов.

К нестандартному оборудованию предъявляются следующие требования:

– должно соответствовать гигиеническим и техническим требованиям: оборудование должно быть легким, прочным и безопасным

– должно выполнять свою развивающую роль, быть разнообразным, динамичным, трансформируемым, полифункциональным

– должно привлекать ребенка яркостью, формировать его эстетический вкус

Чтобы детям было весело, мы постарались сделать оборудование ярким, красочным, привлекательным. Родителям нашей группы было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования, они охотно согласились. Были даны рекомендации: что, из какого материала и как изготовить. Родители творчески подошли к заданию – придумывали новое оборудование, использовали ресурсы Интернета.

Родители помогли собрать бросовый материал:

пробки, футляры от

«киндер-сюрпризов» и «чупа-чупсов», пластиковые бутылочки, нитки, палочки, проволока, бисер, дощечки, фломастеры, пуговицы, лоскутки ткани, а также изготовить яркое и разнообразное нестандартное оборудование, которое даёт максимальный результат для развития двигательной активности детей.

Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.

Вашему вниманию хотим предложить упражнения и игры с нестандартным оборудованием, которые мы используем в разных видах деятельности.

На утренней гимнастике – используем разноцветные флажки, платочки, султанчики, ленточки

Для закрепления мышц ног, координации движений, внимания и профилактики плоскостопия используем:

– ребристую дорожку, дорожки со «следами»,

– коврики «Рыбка», «Слон», «Бабочка» с нашитыми в определенном порядке пуговицами, бусинками, пробками, колпачками от фломастеров,

– цветные шнурочки разной толщины, цветные палочки (фломастеры) – зажимая пальцами ног, дети складывают их в ведёрко, рисуют в воздухе предметы.

– «Мостики-дуги» (изготовлены из капсул «киндер-сюрпризов») используются на занятиях для перешагивания, подлезания, прокатывания мяча, бега змейкой.

Для дыхательных упражнений используются:

– «Снегопад» (на внутреннюю нижнюю часть пластиковой бутылки наклеивается картинка (например, лес, улица) и насыпаются мелкие пенопластовые шарики, в пробку вставляется трубочка для коктейля. Ребёнок дует в трубочку, шарики поднимаются) .

– «Ленты на резинке» (на резинку нанизываются ленты, которые могут двигаться по резинке свободно, «Бабочка вспорхнула» (к палочке прикрепляется на леске бабочка) .

Гантели, Экспандер (при сильном растягивании широкой резинки детям улыбается смайлик) – для силовых упражнений.

«Чудо-кони» (сделаны из лошадок-качалок, «Супер-скакалка» (из фломастеров, «Запряги лошадку» (вожжи сшиты из кожи и тесьмы, «Весёлые пирамидки» (из крупных капсул киндер-сюрприза, «Расписные ведёрки» (майонезные ведёрки украшены узором из самоклейки) – используются в проведении эстафет, подвижных игр.

Набивные мячи «Снежные комочки», мешочки с песком помогут организовать различные подвижные игры, а также обучать основным видам движений: ходьбе змейкой, бросанию вдаль, перешагиванию, перебрасыванию мяча друг другу из разных положений.

Массажёр «Разноцветные шарики» (капсулы «киндер-сюрпризов» нанизаны на верёвку, ручками служат колпачки от фломастеров) – для массажа частей тела.

«Поймай жука» (на деревянную палочку длиной 30 см. крепится леска, на конце которой – резиновый жук) используется для прыжков в высоту (воспитатель раскачивает палочку с жуком над головами детей, они стараются поймать жука) .

Всё своё оборудование мы храним в нашем физкультурном уголке

Мы считаем, что в созданной нами предметной двигательной среде детям комфортно и уютно. Хочется отметить достигнутые нами результаты: возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Все это лишь начало работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов и внедрения в работу с детьми.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: