Народная педагогика в социализации личности обучающегося

Невозможно образование рассматривать отдельно от настоящей жизни. Какова жизнь, бытие – таково и сознание человека. Сегодня вопросы воспитания и социализации личности школьников являются приоритетными в образовательной политике. В недалеком прошлом, пока мы мечтали о переходе к совершенным рыночным отношениям, пока мы пытались построить новое демократическое государство, к сожалению, были опрометчиво брошены под ноги и начали затаптываться такие нравственные качества человека, как честность, милосердие, благородство, учтивость.

Взаимоуважение почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. Вырастало поколение, легко поддающееся  на негатив, не способных быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям. Бесстыдство, насилие, жестокость стали нашей позорной действительностью.

И в это время актуальным вопросом сохранения добрых человеческих качеств является наличие возможности нравственного воспитания.

Основой  в решении этих проблем является принцип народности, согласно которому вся система образования строится с учетом психологии, языка, культуры, его традиций, обычаев и национальных особенностей.

По своим социальным функциям народная педагогика имеет много общего с профессиональной педагогикой: у народов всех времен имелась своеобразная и специфическая воспитательная система.

Социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально – нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. 

Для меня каждый ученик объект социализации. Раскрывая потенциал детей, воспитывая в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к взрослой жизни. Во вчерашних учениках увидеть образованных, воспитанных людей, обзаведенных семьями, участвующих с социально экономической жизни страны, законопослушных граждан.

У каждого народа есть богатое наследие устного и письменного народного творчества, предусмотренные для использования по программе в рамках урока и во внеурочное время. На уроках башкирского языка  и литературы – это стихи, кубаиры, загадки, песни, пословицы и поговорки, считалки и т. д.

На уроках стараюсь брать воспитательные задачи в форме пословиц и поговорок. Учащимся нравится сопоставительное изучение пословичного творчества  башкир и русского народа с англичанами: это необходимо, прежде всего, с точки зрения осуществления практических целей, ибо  английский язык, один из языков международного общения, активно вошла в нашу жизнь (преподается в школах, в ВУЗах, применяется в издательском деле…)  При этих обстоятельствах знание языков живой народной речи, в которой употребление пословиц и поговорок естественно, приобретает исключительную важность. 

Скажи, кто твой друг – я скажу: кто ты.

Егетте дуҫынан таны.

A man is known by the company he keeps.

Ученье свет, неученье – тьма.

Ғилемлек  – нур, наҙанлыҡ – хур.

Learning is the eye of the mind.

Сказанное слово – выпущенная стрела.

Әйкән һүҙ – атҡан уҡ.

The spoken word is like a shot arrow.

Отложенное дело снегом заносит.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Ҡалған  эшкә ҡар яуа. 

Never put off till tomorrow what you  can do (can be done) today. 

Считалки — һанашмаҡтар

Ары аласыҡ, 

Бире аласыҡ,

Ялан  ҡапҡаһы

Шар  асыҡ;

Унда сыпсыҡ,

Бында сыпсыҡ.

Һин дә торма,

Йүгереп сыҡ!

Бер, ике, өс, дүрт,

Биш, алты, ете,

Һигеҙ, туғыҙ, ун –

Ундан –уймаҡ,

Табала – ҡоймаҡ,

Мейестә – бәлеш,

Сыҡ та йәбеш.

При изучении лексической темы “Семья” в начальных классах можно использовать считалку:

Сәп – сәп – сәпәкәй,   Ладушки, ладушки,

Минең ҡустым бәләкәй;   Мой братишка маленький;

Ҡулын күтәргән була,  Ручонки поднимает,

Сәпәкәй иткән була.   И в ладоши хлопает.

Так же способствуя развитию эстетического воспитания, большую воспитательную и образовательную роль играет изучение картин художников, чьи работы посвящены истории, культуре народов. Выполненные в разных жанрах искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. С  целью развития устной и письменной речи на уроках предполагается анализ картин таких художников как  Владислава Меоса, Файзрахмана Исмагилова, Касима Давлеткильдеева, Рашида Нурмухаметова, Адии Ситдиковой, Рашита Зайнетдинова, Георгия Калитова и других. При подготовке к написанию сочинения по картине Касима Давлеткильдеева “Девушка башкирка в голубом” кроме поэтапной работы, предусмотренной по методике изучения художественных произведений, используя исследовательский проект, для того чтобы больше заинтересовать учащихся, можно дать дополнительную информацию. Автор в 1928 году написал портрет Марьям Юмагуловны проживающей в деревне Усмангали Белорецкого района.

Эта информация стала известна работникам Башкирского Государственного художественного музея имени М. В.Нестерова через 55 лет после написания картины. Марьям Юмагуловна вспоминает: родители были на работе, домой зашли двое мужчин, поздаровались, разговаривают на башкирском языке. Когда сказали, что хотят нарисовать мой портрет, я испугалась, тогда фотографироваться или рисовать портрет было не обыденным делом. Надела  новое платье, села на то место, куда мне указал. Очень быстро, в одно мгновение нарисовал. Вот так, с натуры простой девочки создается художественный шедевр ”Девушка башкирка в голубом”, которая остается молодой навеки. Написанная 83 года тому назад кратина завораживает зрителя своей простотой, красотой, душевной чистотой натурщицы.

Во внеурочное время с учащейся Сулеймановой Алией была исследована тема Зайнаб Биишевой. Как изображена народная писательница в фотографиях и картинах. Вообщем получилась хорошая работа, что отмечено сертификатом и третьем местом в городских краеведческих чтений.

Еще одна ее работа видеозарисовка под названием “У реки” была отмечена Почетной грамотой Республиканского Фестиваля творческой молодежи в г. Мелеуз. Сейчас она студентка факультета журналистики БГУ.

Вывод. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве, юности, является объектом социализации. Школа не должна бороться с окружающим миром, но не может закрыть глаза на его пороки. Она должна создать условия для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться социуму и быть счастливыми людьми.

Автор материала: Кривицкая Илюза Таджиковна, МБОУ «СОШ №2»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: