Модель ученического самоуправления

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ “СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ” – МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛОЯРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

“Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражда­нами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы”.

“Основные принципы еди­ной трудовой школы”, 16 октября 1918 г.

Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате. С целью поиска путей наиболее полного использования возможностей школы-интерната для раскрытия творческих способностей школьников, стимулирования познавательной активности и творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время в 2004 году создано детское объединение “Северное сияние” – модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области.

Это произошло не без помощи педагогов. На первоначальном этапе были взяты следующие основные педагогические принципы отношения к детскому объединению:

Члены ученического самоуправления имеют не только обязанности, но и права в их осуществлении. Ученическому самоуправлению, каждому члену актива – максимум инициативы и доверия. Педагоги вместе с детьми включаются в деятельность ученического самоуправления, помогая в организации и осуществлении намеченных дел.

Мы не спешим с введением различных новшеств. Каждый шаг в расширении прав учащихся тщательно обдумываем.

Основная цель ученического самоуправления в нашей школе-интернате – формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с  осознанной гражданской позицией, чувством национальной самосознательности. Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, сотрудничество с педагогическим коллективом и организация внеурочной деятельности.

Задачами детского объединения “Северное сияние” являются:

Формирование разновозрастного коллектива детей для совместной деятельности. Воспитание организаторов. Сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.

В системе ученического самоуправления участвуют более 68% учащихся школы-интерната. Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, детская организация “Северное сияние”, является координирующим и направляющим звеном учащихся школы-интерната, благодаря которому дети решают вопросы дежурства, общешкольных дел, проведение праздников, участие в конкурсах, фестивалях и т. д.

Приоритетными выбраны следующие направления деятельности: координация деятельности органов ученического самоуправления; контроль за посещаемостью учебных занятий, организация конкурсной работы; организация тематических вечеров, концертов, дискотек; пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий; дежурство по школе, генеральные уборки в классах; создание информационного пространства.

Структура самоуправления в школе двухуровневая.

Первый уровень: Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.

Второй уровень: Совет учащихся школы. Школьные ученические сектора.

Организация самоуправления

Первичными коллективами учащихся являются классы. В классах, на классных собраниях открытым голосованием выбирается актив класса по 5 человек, из числа которых выбирается староста класса. За классным коллективом остается право замены членов актива, создание временных творческих групп для проведения какого-то дела, либо чередование поручений. Представители от классов (5 человек) участвуют в общешкольном собрании по выбору общешкольного актива. Из числа старост 9 – 11 классов создан Совет старшеклассников, 2 – 8 классы – Совет старост.

Открытым голосованием выбирается председатель Совета старшеклассников, он же является председателем общего Совета учащихся 2-11 классов, который собирается на заседание 1 раз в четверть, для работы (координация общешкольных дел).

Совет старшеклассников собирается еженедельно, установлен день актива – понедельник.

Совет старшеклассников включает:

    Учебный сектор Культмассовый сектор Спортивный сектор Трудовой сектор Пресс-центр

Основные функции рабочих органов самоуправления:

Планирование и организация деятельности учащихся по конкретному направлению, организация и оценивание результатов соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Председатель совета

Отвечает за:

    подготовка и проведение заседаний, встреч с активами классов; составление графика дежурства по школе; распределение обязанностей при проведении КТД.

Учебный сектор

Отвечает за:  

    создание условий для учебной деятельности школьников; сбор информации об учебном процессе; проверку дневников, учебников.

Культмассовый сектор

Отвечает за:

    организация и проведение конкурсов и выставок; вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр, выставок.

Спортивный сектор

Отвечает за:  

    участие в спортивных мероприятиях; сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы; участие в организации и проведении спартакиады школьников; определение лучших спортсменов.

Трудовой сектор

Отвечает за:  

    уборку помещений школы в конце четверти; распределение классов для дежурства по школе; помощь администрации в обеспечении порядка в школе; проведение субботников; дежурство по школе; оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.

Пресс-центр

Отвечает за:

    участие в праздничных выпусках стенгазет; подбор видео-, фотоматериалов для тематических вечеров, дискотек; работа с корреспондентами классов; формирование имиджа школы; выпуск школьной газеты; обмен информацией с другими организациями.

Совет старшеклассников координирует деятельность Совета старост 2-8 классов. Заседания Советов правомочны, если на них присутствуют более 50% старост. Решение, принимаемое Советом, является действительным тогда, когда за него проголосовало большинство присутствующих.

Основным видом деятельности является коллективная творческая деятельность (КТД) по следующей схеме организации:

    Предварительная работа Коллективное планирование Коллективная подготовка дела Проведение КТД Коллективное подведение итогов

Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе коллективных творческих дел позволяет активизировать воспитательную работу с ученическим коллективом, готовит школьников решать сложные жизненные вопросы, дает возможность реализовать возможности детей. В конце каждого полугодия Совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением “Лучший класс года” среди учащихся 2-11 классов на стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы.  Дети объективно оценивают работу каждого классного коллектива, устраняют недостатки. Итоги подводятся на последней линейке в учебном году и класс, набравший больше всех баллов, получает это звание.

Наш вариант модели самоуправления предполагает распределения обязанностей между секторами, координацию дел старших и младших, что создает взаимосвязь всех подструктур, передачу традиций, знаний и умений в организаторском деле. Наряду с основными органами ученического самоуправления для решения конкретных дел создаются временные советы – вся эта работа позволяет активизировать учащихся школы-интерната, помогает не только в решении текущих общешкольных дел, но и осуществляет преемственность поколений.

Список литературы

Гуткина Л. Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. –  М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001. Крылова Н. Школьное самоуправление: перед выбором пути. /Журнал “Народное образование” №7.2002. Поверенная О. Как спланировать воспитательную работу. /Журнал “Народное образование” №6.2003. Прутченков А. С. “Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении”  /Учебно-методическое пособие. Москва, 2003. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. /Под ред. Байкова Л. А. – М.: Центр “Педагогический поиск”. 2002.

Автор материала: Корозникова Анжела Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: